Ставка налога для водоснабжения населения устанавливается. Водный налог: правила применения и перехода

После введения в России в действие нового Водного кодекса налоговые ставки водного налога стали зависеть не только от базовой величины, утвержденной положениями НК РФ, но и от повышающих коэффициентов. В данной статье мы расскажем о том, какие виды водопользования облагаются водным налогом, какие могут устанавливаться ставки по его уплате, и какие коэффициенты могут быть применены при расчете суммы налога.

Какие виды водопользования накладывают обязательство по уплате водного налога

Не только сам факт забора воды из природных водных объектов и оформление лицензии на водопользование накладывают на налогоплательщика обязательство по расчету и перечислению в бюджет водного налога. Необходимость его уплаты также зависит от вида использования воды, целей ее забора. Так, налогом облагаются следующие виды деятельности, при которых необходимо добывать воду из недр (в отдельных случаях налог все же не уплачивается):

  • работы в сфере гидроэнергетики;
  • лесосплав;
  • использование акватории (не в целях лесосплава);
  • забор воды.

В отношении перечисленных выше видов деятельности Налоговый кодекс определяет размер ставки по водному налогу с учетом субъекта РФ, в котором расположен водный объект, и характера используемых при заборе воды объектов.

Какие могут быть налоговые ставки водного налога

Важно! Ставка по водному налогу определяется в рублях за 1 куб.м. воды, добытой для нужд налогоплательщикаиз природных недр.

Налоговые ставки водного налога, применяемые в случае забора воды юридическими и физическими лицами, утверждены в отношении допустимых объемов добычи. Ставка будет меняться в зависимости от следующих показателей:

  • принадлежности забираемой воды к крупным водным объектам (озерам, рекам, морям);
  • экономического района (в отношении подземных недр и поверхностных вод);
  • вида водного объекта (морской, подземный, поверхностный).

Организациям, забирающим воду с целью дальнейшей передачи ее населению (водоснабжения населения), следует помнить о том, что для них налоговая ставка не меняется в зависимости от перечисленных выше факторов – она устанавливается в твердом размере (ставка будет постепенно расти и к 2025 году достигнет своего максимума).

При использовании воды в производственных целях необходимо обратить внимание на следующие особенности:

Цели использования заборной воды

Особенность применения налоговых ставок
Лесосплав, гидроэнергетика

Ставки должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности воды к бассейну какого-либо природного объекта.

  • При использовании для лесосплава ставка выражается в руб. за 1 тыс. куб.м. леса на каждые сто км сплава.
  • При использовании в целях гидроэнергетики ставка выражается в руб. за 1 тыс. кВт/ч полученной электроэнергии.

Использование акватория водного объекта (не с целью лесосплава)

Ставки делятся в зависимости от принадлежности к видам водных объектов (морские или поверхностные). Для морских объектов ставка также варьируется в зависимости от конкретного водного объекта. Для поверхностных вод ставка дополнительно подлежит детализации по экономическим районам.

Какие коэффициенты применяются к ставкам по водному налогу

Важно! Размер повышающего коэффициента для базовых ставок по водному налогу утвержден различный для каждого года с 2015 по 2025. В 2018 году налогоплательщики должны применять коэффициент 1,75. К 2025 году величина коэффициента достигнет своего максимального значения.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Предприятие, занимающееся снабжением населения водой, применяется повышающие коэффициенты при расчете водного налога.

Комментарий: Повышающие коэффициенты не применимы в отношении водного налога, уплачиваемого в случае добычи природной воды для снабжения водой населения. Рублевая ставка и так увеличивается ежегодно вплоть до 2025 года.

Ошибка: Предприятие превысило лимит на забор воды с недр природного объекта. При расчете водного налога вместо особого повышающего коэффициента (1,75) был применен коэффициент 5 на объем превышения предела водопользования.

Комментарий: В таком случае необходимо применять оба коэффициента – 1,75 и 5.

Ответы на распространенные вопросы о том, какие установлены налоговые ставки водного налога

Вопрос №1: Действуют ли повышающие коэффициенты для базовых ставок по водному налогу в отношении уплаты налога за забор воды для водоснабжения населения?

Ответ: Нет. В отношении предприятий, занимающихся водоснабжением населения, действуют конкретные рублевые значения налоговых ставок. Ставка будет расти с 2015 по 2025 год. В 2018 году она равна 122 рублям за 1000 куб.м. воды.

Вопрос №2: С какой целью налоговые ставки водного налога постепенно увеличиваются?

Ответ: С 2026 года планируется сделать применяемый к налоговой ставке коэффициент сделать зависящим от динамики уровня потребительских цен.

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

  • объекту налогообложения;
  • водному объекту .

Об этом сказано в статье 333.10 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от вида использования воды налоговую базу определяют по разным правилам.

Забор воды

Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование акватории водных объектов (кроме сплава древесины в плотах и кошелях)

В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, тогда посмотрите технические (проектные) документы.

Это предусмотрено в пункте 3 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:

Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Если используете водный объект в гидроэнергетике без забора воды, налоговая база равна количеству электроэнергии, которую произвели за квартал.

А если для этих целей осуществляете забор воды, налоговую базу определите как для объекта - .

Это предусмотрено пунктом 4 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один - река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях .

Первый - при заборе воды :

  • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
  • в пять раз за сверхлимитный забор.

Второй - при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.

Расчет налога

Водный налог рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

Водный налог к уплате

=

×

×

×

Чтобы определить общую сумму налога, сложите суммы налога по каждому объекту.

Такой порядок предусмотрен статьей 333.13 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета водного налога. Организация сплавляет древесину в плотах

ООО «Альфа» сплавляет древесину в плотах по реке Волге на основании лицензии. За I квартал 2016 года объем сплавляемой древесины составил 1800 куб. м. Расстояние сплава - 1500 км.

Налоговая ставка при сплаве по реке Волге за 1000 куб. м древесины на каждые 100 км сплава равна 1636,8 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). В 2016 году ставка равна 2161 руб. (1636,8 руб. × 1,32).

Бухгалтер «Альфы» определил сумму водного налога за I квартал 2016 года так:

(1800 куб. м × 1500 км: 100) × 2161 руб. = 58 347 руб.

Пример расчета водного налога. Организация осуществляет забор воды на территории разных экономических районов

ООО «Альфа» осуществляет забор воды из подземных водных объектов по лицензиям из бассейна реки Дон на территории Центрального и Центрально-Черноземного районов. Организации установлены годовые лимиты 160 000 куб. м по каждому экономическому району.

В I квартале 2016 года по данным технических приборов учета забор воды составил:

  • 32 000 куб. м - в Центральном экономическом районе;
  • 47 000 куб. м - в Центрально-Черноземном.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал водный налог отдельно по каждому экономическому району.

Квартальный лимит по каждому экономическому району составил 40 тыс. куб. м (160 тыс. куб. м: 4).

Ставки налога в 2016 году составляют:

  • в Центральном экономическом районе - 507 руб. (384 руб. × 1,32);
  • в Центрально-Черноземном районе - 531 руб. (402 руб. × 1,32).

Сумма налога к уплате в Центральном экономическом районе:

32 тыс. куб. м × 507 руб. (за 1 тыс. куб. м) = 16 224 руб.

Сумма налога к уплате в Центрально-Черноземном экономическом районе:

  • 40 тыс. куб. м × 531 руб. (за 1 тыс. куб. м) = 21 240 руб. - в пределах лимита;
  • 7 тыс. куб. м × 531 руб. (за 1 тыс. куб. м) × 5 = 18 585 руб. - за сверхлимитный забор.

Наличие лицензии на водопользование обязывает отчислять в федеральную казну водный налог. Чтобы вы были в курсе размера платежа, в этом материале мы наглядно представили в форме таблицы ставки водного налога в 2017 году.

Как установлены

Рассматриваемый налог имеет общефедеральный характер, поэтому налоговые ставки водного налога устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Как обычно для водного налога ставки в 2017 году определяет статья 333.12 Налогового кодекса РФ.

Традиционно на 2017 год ставки водного налога установлены в зависимости от вида использования предприятием или коммерсантом водных ресурсов (см. соответствующую таблицу ниже).

Указанная статья изложена в таком формате, что позволяет понять на будущее, какова будет динамика отчислений в бюджет водного налога.

Например, ставки водного налога на 2018 год надо в определенных случаях умножать на коэффициент 1,75:

  • при сверхлимитном заборе воды;
  • отсутствии измерительных приборов;
  • добыче воды для продажи.

Что касается налоговой ставки водного налога в 2017 году, то такой коэффициент чуть меньше – 1,52.

Актуальные ставки водного налога

Как было отмечено, размеры налоговых ставок водного налога напрямую зависят от целей использования воды.

Для водоснабжения жилых домов

Так, ставка водного налога для водоснабжения населения:

  • с 01.01.2017 по 31.12.2017 составляет 107 рублей за 1000 куб. м водных ресурсов;
  • с 01.01.2018 по 31.12.2018 – 122 рубля за 1000 куб. м.

Забор воды

При взятии воды в пределах нормативов из поверхностных и подземных водных объектов налоговая ставка водного налога в 2017 году составляет:

Экономический район Река, озеро Поверхностные воды (руб. за 1 тыс. куб м) Подземные воды (руб. за 1 тыс. куб м)
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Сев. Двина 258 312
Прочие 306 378
Северо-Западный Волга 394 390
Зап. Двина 288 366
Нева 258 342
Прочие 282 372
Центральный Волга 288 360
Днепр 276 342
Дон 294 384
Зап. Двина 306 354
Нева 252 306
Прочие 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Сев. Двина 252 312
Прочие 270 330
Центрально-Черноземный Днепр 258 318
Дон 336 402
Волга 282 354
Прочие 258 318
Поволжский Волга 294 348
Дон 360 420
Прочие 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Кубань 480 570
Самур 480 576
Сулак 456 540
Терек 468 558
Прочие 540 654
Уральский Волга 294 444
Обь 282 456
Урал 354 534
Прочие 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Енисей 246 306
Лена 252 306
Обь 264 348
Байкал и его бассейн 576 678
Прочие 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Лена 288 342
Прочие 252 306
Калининградская область Неман 276 324
Прочие 288 336

Отдельные ставки по водному налогу установлены при заборе морских вод в рамках нормативов:

Море Ставка (руб. за 1000 куб. м)
Балтийское 8.28
Белое 8.4
Баренцево 6.36
Азовское 14.88
Черное 14.88
Каспийское 11.52
Карское 4.8
Лаптевых 4.68
Восточно-Сибирское 4.44
Чукотское 4.32
Берингово 5.28
Тихий океан 5.64
Охотское 7.68
Японское 8.04

Акватория

При использовании определенной надводной акватории ставка водного налога на 2017 г. следующая:

Экономический район
Северный 32.16
Северо-Западный 33.96
Центральный 30.84
Волго-Вятский 29.04
Центрально-Черноземный 30.12
Поволжский 30.48
Северо-Кавказский 34.44
Уральский 32.04
Западно-Сибирский 30.24
Восточно-Сибирский 28.2
Дальневосточный 31.32
Калининградская область 30.84

В случае использования акватории поверхностных морских вод налоговые ставки по водному налогу установлены такие:

Море Ставка (тыс. руб. в год за 1 кв. км)
Балтийское 33.84
Белое 27.72
Баренцево 30.72
Азовское 44.88
Черное 49.8
Каспийское 42.24
Карское 15.72
Лаптевых 15.12
Восточно-Сибирское 15
Чукотское 14.04
Берингово 26.16
Тихий океан 29.28
Охотское 35.28
Японское 38.52

Гидроэнергетика и сплав дерева

Отдельная процентная ставка водного налога установлена для таких специфических отраслей, как:

  • гидроэнергетика (руб. за 1000 кВт/ч);
  • справ дерева (1000 куб. м сплава на каждые 100 км).

Ставки водного налога на 2019 год зависят от их базовых величин, приведенных в НК РФ, и коэффициентов, предусмотренных как непосредственно для этого конкретного года, так и для некоторых определенных ситуаций, обязывающих к использованию коэффициента. Рассмотрим, как формируется величина ставки-2019 для налога на воду.

Виды облагаемого налогом водопользования

Обязанность платить водный налог определяется не только наличием лицензии на использование водного объекта или самим фактом пользования, но и видом водопользования. Об облагаемых видах речь идет при:

  • заборе воды из объекта;
  • использовании его акватории (но не для лесосплава);
  • лесосплаве;
  • использовании водных ресурсов в целях гидроэнергетики.

Однако в ряде случаев перечисленные виды водопользования не будут являться облагаемыми налогом.

Подробнее об особенностях отнесения объектов к облагаемым или не облагаемым водным налогом читайте в статье «Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки» .

Применительно к указанным видам водопользования, детализируя их по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам, НК РФ (п. 1 ст. 333.12) устанавливает величину применяемых ставок. Оцениваются ставки по-разному.

Варианты ставок водного налога

Ставки, относящиеся к забору воды, установлены для разрешенных объемов отбора и дифференцированы по:

  • виду объектов (поверхностные, подземные и морские);
  • экономическому району (для поверхностных и подземных);
  • принадлежности к конкретным крупным объектам (морю, реке, озеру).

Выражаются они в количестве рублей, соответствующих объему 1 000 куб. м воды, забранной из соответствующего водного источника.

Особое место среди ставок, связанных с забором воды, занимает ставка, установленная для отбора с целью водоснабжения населения. Она имеет то же выражение (число рублей за 1 000 куб. м отобранной воды), но не зависит от вида объекта и принадлежности к определенному региону или бассейну.

Ставки, применяемые при использовании акватории водного объекта (но не для лесосплава), разделены по принадлежности к видам этих объектов: поверхностным или морским. Для первых имеет место дополнительная детализация по экономическим районам, а для вторых — по конкретным объектам. Эти ставки выражены в тысячах рублей, причитающихся за использование в течение года 1 кв. км акватории.

Ставки, действующие при использовании для гидроэнергетики или лесосплава, дифференцированы по принадлежности к бассейну определенного водного объекта. Выражаются они в одинаковой оценке (в количестве рублей), но применительно к различным оцениваемым единицам:

  • для первого вида использования — за 1 000 кВт/ч выработанной электроэнергии;
  • для второго — за 1 000 куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Однако приведенные в таблицах ст. 333.12 НК РФ значения ставок следует относить к числу базовых, поскольку их требуется корректировать на коэффициенты, относящиеся к нескольким разным типам.

Величину базовых ставок смотрите .

Коэффициенты, применяемые к ставкам

С 2015 года ко всем базовым ставкам (кроме относящихся к водоснабжению населения) применяется обязательный для всех плательщиков налога повышающий коэффициент, величина которого на каждый год из периода 2015-2025 установлена в определенном значении. Для 2019 года он равен 2,01.

Значения коэффициентов, относящихся к каждому году, входящему в период 2015-2025 годов, приведены в этом материале .

Для ставок по водоснабжению населения коэффициенты не используются, но на период 2015-2025 годов предусмотрено планомерное ежегодное увеличение их конкретных рублевых значений. Для 2019 года действует ставка 141 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.

С 2026 года для всех видов забора воды (включая водоснабжение населения) будет действовать единый подход в отношении ежегодной корректировки величины ставки. Применяемый к ней коэффициент станет расчетным, зависящим от изменения уровня потребительских цен.

Помимо вышеописанного коэффициента, может возникать необходимость в использовании еще нескольких коэффициентов, применяемых к ставке, когда:

  • превышен лимит отбора воды из объекта — он равен 5 и относится к ставке, действующей в части объема превышения;
  • отсутствуют средства для измерения объемов забираемой воды — он равен 1,1;
  • добытая вода перепродается — он равен 10.

Применение 3 последних коэффициентов не отменяет обязательного ежегодного коэффициента. То есть, определяя конечное значение ставки, все коэффициенты, в применении которых есть необходимость, придется перемножить.

Итоги

Ставки, применяемые при расчете водного налога, дифференцируются по характеру используемых объектов и принадлежности к определенным регионам или объектам. Они всегда выражены в рублях, но применяются к разным оцениваемым единицам в зависимости от вида подлежащего обложению налогом водопользования. К приведенным в таблицах п. 1 ст. 333.12 НК РФ значениям ставок с 2015 года обязательно применение повышающего коэффициента, величина которого ежегодно изменяется. Кроме того, действуют коэффициенты, необходимость использования которых зависит от определенных ситуаций, возникающих в процессе ведения деятельности.

Если организации или бизнесмены принимают решение использовать в своей коммерческой деятельности природные ресурсы, на основании требований отечественного законодательства за это придется заплатить. Главой 25.2 НК применение в деятельности объектов водного фонда является причиной для перечисления в казну водного налога, что регламентировано Водным и Налоговым кодексами. Объект обложения, расчетная база и ставки водного налога в 2017 году (таблица со значениями будет представлена ниже) являются важными характеристиками, определяющими на практике применение налога. Рассмотрим, водный налог 2017 (ставки, действующие в этом году, и иные важные для расчета показатели).

Водный налог: ставки в 2017 году, объект и налоговая база

Ст. 333 9 НК устанавливаются объекты обложения данным бюджетным платежом. К ним могут быть отнесены:

  • Сплав древесных объектов по рекам;
  • Забор водных ресурсов;
  • Организация на реках гидроэнергетических станций, которые не осуществляют забор водных ресурсов;
  • Осуществление операций в акватории объектов фонда.

Для того чтобы исчислить налог нужно определить расчетную базу. Согласно требованиям права расчетная база по водному налогу определяется отдельно по каждому используемому объекту.

В зависимости от того, какой именно объект налогообложения имеется у компании или ИП, налоговая база будет определена разными способами. Так, если компания производит забор водных ресурсов, объектом обложения выступает тот объем воды, который был забран из водоема, а, если речь идет о справе древесины, что для определения величины налога учитывается объем сплавляемых древесных ресурсов и расстояние их перемещения.

Налоговые ставки по водному налогу установлены ст. 333 12 НК. Ставки водного налога установлены в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Налоговые ставки водного налога в 2017 году представим для наглядности в таблице.

Налоговые ставки водного налога 2017
1. Забор водных ресурсов из водоема (ставка за 1000 м 3 забранной воды)
Поверхностные воды Подземные воды
1.1 Волга (Центральный район) 288 360
1.2. Дон (Северо-Кавказский район) 390 486
1.3. Северная Двина (Волго-Вятский район) 252 312
1.4. Баренцево море 6,36
1.5. Охотское море 7,68
1.6. Японское море 8,04
2. Использование водной акватории (ставка за 1 м 2 используемой акватории в год)
2.1. Северный район 32,16
2.2. Поволжский район 30,48
2.3. Уральский район 32,04
2.4. Черное море 49,80
2.5. Чукотское море 14,04
3. Использование воды для организации гидроэнергетики (ставка за 1000 кВт в час)
3.1. Кубань 8,88
3.2. Енисей 13,70
3.3. Лена 13,50
3.4. Терек 8,40
3.5. Амур 9,24
4. Использование воды для сплава древесины (стоимость сплава 1000 м 3 на расстояние 100 км)
4.1. Нева 1656,00
4.2. Амур 1476,00
4.3. Волга 1636,80

Исходя из таблицы понятно, что и величина, и единица измерения ставки водного налога на 2017г. зависят от того, какой вид деятельности реализует организация или ИП и на какой территории.

Для определения суммы водного налога ставки и расчетной базы недостаточно. Для целей расчета данного бюджетного платежа необходимо располагать знаниями относительно индексирующего коэффициента, который позволяет приблизить значение установленных в стране ставок по налогу к текущим экономическим реалиям.

Данный коэффициент изменяется ежегодно, вследствие чего, крайне важно быть в курсе действующих на момент расчета налога значений этого показателя. Тенденция изменения показателя в основном направлена на увеличение. Таким образом, если это не учесть, то ошибочно можно использовать меньший по значению показатель, что приведет к занижению величины налогового платежа к уплате в бюджет и, как следствие, штрафам.

В 2017 году индексирующий показатель определен как 1,52. На данный момент уполномоченными органами определено, что в 2018 году для корректного определения суммы налога следует умножать налоговую ставку на 1,75, то есть значение коэффициента увеличится на 0,23. Ставки водного налога на 2018 год предварительно останутся без изменений и будут скорректированы только на действующее в 2018 году значение показателя-дефлятора.

О каких еще изменениях в отношении применяемых ставок по налогу можно говорить в 2017 году? Изменения затронули величину ставки при заборе водных ресурсов для организации водоснабжения граждан. С 2017 года ее значение увеличилось на 14 руб. и теперь равно 107 руб. за 1000 м 3 .

Ставка водного налога для водоснабжения населения

Компании или бизнесмены могут использовать водные ресурсы для обеспечения ими населения. Эта деятельность носит название забор водных ресурсов, и осуществляется по сниженным ставкам.

Для того чтобы фирма или бизнесмен смогли воспользоваться льготными ставка, должны быть соблюдены два важных условия:

  • В связи с тем, что операции с данными видами ресурсов подлежат лицензированию, в полученном плательщиком документе обязательно должно быть указано, что потребителями воды является население.
  • Лицензия на ведение конкретного вида деятельности должна содержать ограничение по забору воды, отдельно для каждого из используемых объектов.

Нередко возникают ситуации, когда плательщик налога помимо обеспечения населения водой, также осуществляет забор ресурсов с целью перепродажи или иных нужд. В этом случае, также как и при одновременном применении нескольких налоговых режимов фирма должна организовать раздельный учет. Если данное требование не будет налогоплательщиком соблюдено, право на применение пониженных ставок будет утрачено.

В некоторых ситуациях налоговые ставки водного налога устанавливаются в процентном соотношении. Законодательством обозначено, что водный налог (процентная ставка) предусматривается для конкретных специфических отраслей, таких как гидроэнергетика и сплав по реке древесины.

С целью корректного определения величины налога на водные ресурсы, плательщик налога должен учитывать только самую свежую информацию. Во всем многообразии применяемых налоговых ставок бухгалтер должен выбрать правильный вариант. По водному налогу установлены ставки в зависимости от осуществляемой деятельности. Соответственно, перед расчетом налога нужно уточнить актуальности используемых данных.