Социальная экономика. Региональная политика государства

Социальная экономика - это отрасль научного знания, деятельность и сфера экономики, основной целью которой является достижение личностного развития, а также способствование прогрессу человечества. Зачастую, подобной экономической деятельностью занимаются отдельные организации, не ставящие приоритетной задачей получение прибыли. Для этих ассоциаций, фирм, кооперативов во главу угла поставлено предоставление для нужд общества товаров и услуг.

Зарождение социальной экономики в истории человечества

Понятие совместного труда зародилось на заре человеческой цивилизации, с тех самых пор, когда люди осознали, что совместными усилиями достичь результатов в какой-либо деятельности существенно проще, чем в одиночку. Коллективный труд и сегодня, спустя века и тысячелетия, стоит в основе всей мировой экономики. А вот роль социальной рыночной экономики, объединяющей разнообразные социальные организации в экономической сфере, во многих странах определяется, как буфер между общественным и приватным секторами.

При этом, говорить о социальной экономике, как отдельном секторе, стоит примерно с середины XIX века - то есть, времени, когда в рамках капиталистического общества начало зарождаться . Именно такого мнения придерживаются ученые-экономисты Джон Стюарт Милль и Леон Вальрас. Предшественники современных социально-экономических организаций возникли в качестве логичного ответа на возникшие проблемы социальной сферы.

Промышленная революция: предчувствие социальной экономики

Ряд европейских государств еще веком ранее ощутил на себе воздействие так называемой промышленной революции: благодаря возникновению машинного производства и мануфактур, производительность труда существенно возросла, что оказало существенное влияние на таких стран, к примеру, как Англия (колыбель промышленной революции), в том числе и экономики социальной сферы. За счет перерождения семейных трудовых артелей, мастерских или цехов в более масштабные фабрики и заводы, трудовые отношения между людьми также изменились, стали более безликими, носящими нейтральный характер, ведь теперь они не были основаны на родстве. Вследствие этого возник отдельный социальный класс - пролетариат, то есть, жители городов, задействованные в промышленности. При этом, основу его сложили бывшие крестьяне, которых привлекали к работе на новоиспеченных мануфактурах, и которые для этого перебрались в городскую черту.

Социальное расслоение в результате подобной миграции достигло своей наиболее выраженной формы: контраст нищенствующих пролетариев, вынужденных трудиться по 12-14 часов в рабских условиях за мизерную оплату, и наживающих свой владельцев фабрик и заводов был очевиден. На его фоне зародилось отдельное философское течение, пристально рассматривающее такие проблемы социального развития экономики, как бедность и незащищенность. Пути их решения философы искали в трансформации всего общества, предлагая использовать самые разные доктрины, от классического марксизма до социальной утопии, от научного социализма до доктрин католической церкви. Результатом подобных изысканий стала, впрочем, далеко не умозрительная борьба за права рабочего класса, постепенно сформировавшая такой значимое на сегодняшний день явление, как профсоюзное течение, поспособствовавшее дальнейшему социально-экономическому развитию экономики. Профсоюз, как орган контроля соблюдения прав пролетариата позволил интегрировать рабочий класс в общество достаточно оперативно - уже в ХХ веке эта проблема была практически решена. Тогда же, под воздействием развития этих философских доктрин выкристаллизировался основной тезис будущей социальной экономики: интересы человека и его права всегда должны стоять выше интересов капитала.

Этап становления социальной экономики: кооперативы и самоорганизация пролетариев

Невозможно не упомянуть в связи с социальной экономикой имени британского промышленника и философа Роберта Оуэна, ставшего родоначальником такого явления, как кооператив. Когда в его попала фабрика, он задумался о том, как оптимизировать распределение доходов среди работников. Этот революционный подход вкупе с попытками перевести и его ресурсы в общественную собственность лег в основу теории кооперативов. Свой опыт по руководству фабрикой и внедрению кооперативных основ Оуэн описал в научной работе под названием «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера», вышедшей в 1813 году. Под воздействием мыслей, изложенных в этом труде, сформировалось немало кооперативов, что стало основной вехой в формировании социально ориентированной экономики.

Другими основателями современной социальной экономики стали сами пролетарии. Их попытки самоорганизации легли в основу доктрины. Так, объединение ткачей из Рочдейла стало пионером, среди социальных организаций такого рода. Они еще в 1844 году создали собственное кооперативное производство, в основе управления которым лежал принцип справедливого распределения прибыли. Успех первого предприятия ткачи закрепили открытием целого ряда подобных кооперативов: они приобрели мастерские с прядильным оборудованием, создали собственные финансовые органы - сберегательную кассу и страховое общество. Их опыт стал показательным для многих других британских и европейских предпринимателей, последовавших их примеру. Так, в Британии к 1832 году уже насчитывалось около 500 кооперативов, а с успехом Рочдейла их количество стало расти в прогрессии.

В Германии в это же время под влиянием ткачей из Рочдейла некто Фридрих Вильгельм Райффайзен основал кооперативную пекарню, а впоследствии - стал еще и родоначальником кредитной кооперации, заложив еще один камень в основание социальной экономики.

Основные понятия современной социальной экономики

Чтобы понять социальную структуру экономики и ее отдельной формы хозяйствования, которой является социальная экономика, стоит ближе познакомиться с ее понятийной базой:

Кооператив - это базовое понятие отрасли. Это социальная организация, осуществляющая деятельность согласно принципов кооперации, которые регулируются и контролируются на уровне международного права.

  • Объединение - форма некоммерческой организации, занимающейся страховой деятельностью на волонтерской основе.
  • Общества взаимопомощи - организации, помогающие вовлекать в трудовой процесс социально незащищенные формы населения за счет развития производства.
  • Профсоюзы - органы объединения рабочих, капитал которых преимущественно принадлежит рабочему классу.
  • Ассоциации - специализированные организации, оказывающие помощь наиболее социально незащищенным группам населения.
  • Фонды - благотворительные некоммерческие организации, занимающиеся сбором денежных средств и распределением их на нужды общественных организаций, реализацию социальных проектов и благотворительных акций.

Принципы социальной экономики

Доминанта человеческих нужд и потребностей над капиталом и его накоплением стала ключевой позицией для социальной экономики. Для предприятий, трудящихся на этой ниве этот постулат послужил основой для демократической, автономной, справедливой и прозрачной экономической деятельности. А это значит, что в отличие от частных организаций и предприятий, вся деятельность таких кооперативов и социальных организаций подчиняется принципам демократии. А за основу распределения полученной прибыли берется не процент от вложенного капитала, а количество затраченного на ее получение труда. То есть, чем больше труда прилагает рабочий, тем выше его оплата, при этом социальная экономика гарантирует стабильность выплаты, сохранения рабочего места, низкую трудовую миграцию и соответствие коллективным нормам. Солидарность труда является еще одним базовым принципом для социальной экономики: только в условиях коллективной работы и взаимопомощи можно достичь максимальной эффективности.

Еще один принцип социальной экономики - максимальное вовлечение социально уязвимых слоев населения к труду, чтобы интегрировать их в социум и избежать вынужденной социальной изоляции. Заодно такой подход дает возможность развивать экономику на локальном уровне города, местности или региона, предоставлять его населению равные права и возможности, коррелировать трудовую деятельность с личными и семейными интересами, чтобы достигать оптимального баланса рабочей и внерабочей активности для человека.

Предприятия социальной экономики

Все предприятия, задействованные в сегменте социальной экономики можно разделить на два условных типа по такому основанию, как :

1) Те, которые конечной целью ставят получение прибыли - кооперативы, общественные объединения, общества с ограниченной ответственностью. Они занимаются производством продуктов и услуг и их реализацией на рынке, при этом, используя труд рабочих из социально незащищенных слоев, демократически распределяя полученную прибыль и обеспечивая социальные гарантии своим работникам. Такой подход к ведению предпринимательской деятельности позволяет одновременно и обеспечивать соблюдение социальных гарантий в обществе, и в то же время вести целесообразный, приносящий прибыль .

2) Второй тип предприятий не связан с получением прибыли, как основной целью. Это - фонды, ассоциации и различные организации благотворительного характера, чьей основной деятельностью является предоставление определенных услуг по низким ценам или на добровольной основе. Преимущественно их основными адресатами становятся семьи участников подобных ассоциаций и фондов. Хотя существует практика и помощи сторонним людям. Они также могут производить свой продукт, но продавать его по более низким социальным ценам и не в основной порядке, а в качестве дополнительной формы деятельности. Основу дохода таких организаций составляют взносы и пожертвования благотворителей, участников фонда или организации, а также регулярное проведение адресных или обще благотворительных мероприятий для сбора средств и ресурсов.

Оба типа предприятий являются частными структурами и регулируют свою деятельность в соответствии с принципами обязательства о социальной ответственности, закрепленного в мировой правовой базе, разработанной многими государствами для четкого правового и юридического определения подобной деятельности. Такая практика общепринята в современном обществе, в том числе, на ней базируется социальная .

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально - экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально - экономическое развитие.

Социально - экономическое развитие (ЭСР) - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

Уровень начисленной заработной платы

Продолжительность жизни

Уровень физического здоровья

Уровень образования

Степень счастья населения

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

Развитие малого бизнеса

Развитие центра города

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, ), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста , согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Экономическое развитие сегодня — это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса : деиндустриализация и рост удельного веса . Первая тенденция — падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих — является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования .

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна : былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, — катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Инструменты управления экономическим развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

И стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги — все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

См.также:

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

Динамики развития субъектов хозяйствования позволяет сформулировать вывод об определенной стабилизации социального и экономического положения в стране. Сегодня намечается устойчивый и стабильный рост соответствующих внутренних государственных показателей, завершается преодоление социальной нестабильности общества в целом. Также осуществляется реализация национальных приоритетов в сельском хозяйстве, образовании, жилищном строительстве и здравоохранении. С помощью эффективного удалось приостановить значительный

При всех перечисленных положительных факторах можно все-таки отметить, что социально-экономическое развитие некоторых регионов России еще продолжает отставать при сравнении с более прогрессивными своими «собратьями». Объективное объяснение такого состояния находится в географическом положении регионов, их экономических и исторических особенностях. Именно на «подтягивание» депрессивных и отсталых регионов до средних показателей по стране и должна быть направлена государственная политика регионов, которая должна учитывать территориальные особенности и индивидуальный потенциал местных субъектов хозяйствования.

Социально-экономическое развитие - это одна из основных задач политики российских регионов, в процессе осуществления которой специалисты могут изучать достоверную и полную информацию как в разрезе отдельных регионов, так и по государству в целом. Благодаря эффективному осуществлению данных мероприятий правительство сможет оперативно среагировать на выявленные несоответствия.

При проведении анализа множества подходов, которые позволяют оценить социально-экономическое развитие территориальной единицы, можно понять об отсутствии сегодня единой методики, которая может быть признана универсальной. Это связано, прежде всего, с наличием большого количества параметров, затрудняющих соответствующий анализ. Кроме этого, некоторые исследования нельзя отнести к комплексным, и поэтому они не отображают настоящее экономическое состояние.

Социально-экономическое развитие территориальных единиц целесообразно анализировать, начиная с выявления факторов, которые имеют наибольшее влияние на указанный показатель. Специалисты данной отрасли знаний утверждают, что к таким факторам следует отнести финансовый, производственный, демографический, инновационный и человеческий потенциалы.

На основании перечисленных потенциалов появляется возможность сформулировать основные развития.

Так, финансовый потенциал оценивается посредством расчета таких показателей, как дефицит или профицит бюджета, объем бюджетных средств на каждого жителя, депозиты или вклады как юридических, так и физических лиц, инвестиции на душу населения в

Характеризуется внутренними затратами на исследования, численностью малых предприятий на каждую тысячу населения, долей фермерского хозяйства в зерновом производстве, степенью активности инновационной направленности предпринимательского сектора и т.п.

У других потенциалов также существуют характерные только им показатели.

Социально-экономическое развитие имеет свою направленность, которая определяется конкретной целью. При положительной направленности можно сказать о прогрессе, в противном случае - о деградации или регрессе.

Социально-экономическое развитие может включать следующие аспекты:

Производственный рост и увеличение доходов;

Изменения в различных слоях общества;

Перемены в привычках, традициях и общественном сознании.

Благодаря наличию данных аспектов развитие региона должно рассматриваться как совокупность разнообразных экономических и социальных целей.

Социально-экономическое развитие – расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Сегодня главной целью социально-экономического развития регионов является повышение качества жизни населения на всей территории страны, поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя следующие важнейшие составляющие: рост доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев и показателей , которые отражают достигнутые результаты. Традиционными интегральными показателями при оценке уровня развития регионов являются ВВП,ВРП, соответствующие душевые показатели. Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, ВРП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе. В частности часто используют показатель ИРЧП , учитывающий величину душевых доходов с учетом покупательной способности, продолжительность жизни, уровень грамотности населения.

Кроме того систему показателей социально-экономического развития на уровне регионов составляют следующие показатели:

1. Население и труд: среднегодовая численность населения; среднегодовая численность занятых в экономике (в том числе по отраслям); уровень экономической активности населения; уровень безработицы; коэффициент естественного прироста; продолжительность жизни

2. Денежные доходы населения: среднедушевые денежные доходы населения; реальные денежные доходы населения (в % к предыдущему году); соотношение среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; соотношение среднедушевых доходов со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг; коэффициенты дифференциации населения по доходам.

3. Основная фонды и инвестиции в основной капитал: стоимость основных фондов (в том числе по отраслям); степень износа основных фондов; инвестиции в основной капитал.


4. Финансовое обеспечение: доходы консолидированного бюджета; объем дотаций из федерального бюджета; темпы роста малого и среднего предпринимательства.

5. Потребительский рынок: оборот розничной торговли; объем платных услуг населению; объем регионального потребительского рынка; обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования.

6. Валовой региональный продукт: ВРП по отраслям, на душу.

7. Социальные показатели: площадь жилищ, приходящаяся на одного жителя; доля семей, состоящих на учете на получение жилья; численность врачей на 10000 человек; число больничных коек на 10000 человек; коэффициент смертности от самоубийств (число умерших на 100000 человек); число государственных дневных общеобразовательных учреждений; число посещений театров и музеев на 1000 человек населения; издание книг на 1000 человек населения; число зарегистрированных преступлений за год; состояние окружающей среды (ПДК, объем выбросов, затраченных средств на восстановление).

Совокупность данных социально-экономических индикаторов и показателей характеризует непрерывный воспроизводственный процесс экономической деятельности.