Смешанная экономика - плюсы и минусы современной смешанной экономики. Смешанная экономическая система: что это такое, её модели и признаки

Понятие об экономических системах

История развития человеческой цивилизации неразрывно связана с производством. Именно производство позволяет удовлетворить потребности человека в материальных и многих духовных благах. Первоначально хозяйственная деятельность человека носила крайне примитивный характер. Она была представлена простым собирательством.

С развитием человека возрастали и его потребности. Поэтому деятельность человека становилась все более сложной. Постепенно для ее осуществления понадобились согласованные действия многих людей. Кроме того, в процесс труда вовлекались все новые и новые ресурсы.

Хозяйственная деятельность влияла на формирование и развитие общественных отношений. Натуральное хозяйство сменилось товарным производством. Сочетание производства и общественных отношений образуют экономическую систему.

Определение 1

Экономическая система представляет собой совокупность взаимоотношений между отдельными субъектами хозяйственной деятельности (физическими и юридическими лицами, предприятиями и отдельными домохозяйствами, государствами и межгосударственными объединениями) путем привлечения в производство всех видов ресурсов, основываясь на правах собственности и нормативно-правовых актах, включая отношения управления, накопления и распределения материальных благ и произведенного продукта.

Любая экономическая система состоит из следующих структурных элементов:

  • экономические субъекты (государства, предприятия, домохозяйства, частные лица);
  • экономические объекты (все виды экономических ресурсов);
  • базовые (ключевые) экономические отношения (право собственности, право управления и право распределения).

Типы экономических систем

Исходя из сказанного выше, можно привести еще одно определение термина «экономическая система»:

Определение 2

«Экономической системой называют способ согласования хозяйственной деятельности людей и распределения произведенного продукта».

Так как невозможно рассматривать экономическую систему без совокупности общественно-экономических отношений, то ключевыми критериями (принципами) классификации разновидностей экономических систем являются отношения права собственности на средства производства, система распределения продукта и роль государства в экономике. Поэтому сегодня специалисты выделяют следующие типы экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административная;
  • смешанная.

Для традиционной экономической системы характерно производство и распределение произведенного продукта на основе исторически сложившихся обычаев и традиций. Это наиболее консервативная экономическая система. Причина – для изменения традиций необходим длительный период времени, чтобы изменить психологию общественного сознания.

Административная система формируется на основе государственной собственности на основные средства производства. государство определяет ценовую политику, распределение благ, регулирует объемы производства. Весь процесс экономической жизни происходит в соответствии с утвержденным государственным планом. Государство, фактически, является монополистом.

Рыночная экономика начала свое формирование еще в условиях феодального строя. Она развивалась на базе частной собственности на средства производства. Основными регуляторами стали соотношения потребительского спроса и предложения. Государство долгое время не принимало участия в регулировании экономики более чем на общезаконодательном уровне.

Понятие о смешанной экономике

В процессе дальнейшего исторического развития человеческого общества стали очевидны некоторые недостатки и преимущества как административной (командно-административной, плановой) экономической системы, так и рыночной экономической системы. В результате сочетания частного и государственного секторов экономики была сформирована новая экономическая система – смешанная.

Определение 3

Смешанной экономической системой называют такую разновидность социально-экономических отношений, в которых сочетаются частная и государственная собственность на средства производства, государство принимает участие в формировании и функционировании рынка, регулировании рыночных отношений.

Суть смешанной экономической системы сводится к тому, что государство с помощью государственного регулирования пытается сгладить недостатки рыночной экономики за счет предоставления социальных гарантий и социальных благ. Положительными сторонами смешанной экономической системы являются вопросы обеспечения социальных гарантий и защиты потребителей, поддержка социальной сферы, борьба с монополизацией, поддержание политической стабильности и экономического роста.

Модели смешанной экономики

В экономике нет готовых решений. Поэтому при создании смешанной экономической системы каждое государство формировало свою собственную, национальную модель. Во внимание принимались этническая психология, менталитет, особенности исторического развития. На сегодняшний день, обобщая опыт ведущих стран мира, ученые-экономисты выделяют следующие модели смешанной экономики на этнической основе:

  • американская (либеральная);
  • шведская (скандинавская);
  • японская;
  • социально-рыночная.

Американская модель характеризуется преобладанием частного сектора в экономике. Правительство осуществляет общее регулирование посредством законодательной, налоговой и финансово-кредитной политики. В экономике страны преобладают крупные производители, контролирующие значительную часть рынка.

Шведская модель представляет собой модель «гуманного (социалистического)капитализма». За счет высоких ставок подоходного налога и продуманной налоговой политики государство обеспечивает высокие социальные гарантии своим гражданам. Значительная доля в экономике принадлежит кооперативному сектору. Данная модель успешно функционирует в странах Скандинавии.

Японской модели присущи черты корпоративного капитализма. Важное внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса. Государство сохраняет значительное влияние в вопросах контроля за развитием экономики. Японская модель ориентируется на сбережение, производство и экспорт продукции при вспомогательной роли личного потребления.

Социально-рыночная модель предполагает внедрение в экономику процессов планирования. Наиболее успешно удалось внедрить планирование в экономике Франции. Государство пыталось сохранить приоритетные позиции в экономике. Но эти процессы протекали с различным успехом. В рамках социально-рыночной модели выделяют насколько национальных вариантов: германскую, британскую, итальянскую, французскую модели.

Как только появилась и стала активно развиваться рыночная экономика, большинство государств пришло к выводу, что ни один из существовавших на тот период режимов хозяйствования не отвечал предъявляемым требованиям. Возникла необходимость в формировании качественно новой структуры. Она должна была способствовать внесению изменений в функционирующие экономические системы. Смешанная экономика наиболее эффективно справляется с данной задачей. Далее рассмотрим эту форму ведения хозяйства более подробно.

Общие сведения

Рыночная и смешанная экономические системы используются сегодня во многих странах. Однако между темпами развития государств, идущими данным путем, просматриваются достаточно четкие различия. Смешанный тип экономической системы сочетает в себе признаки других режимов хозяйствования. Выбирая его, каждая страна развивается исключительно индивидуально. Это обуславливается тем, что государства сами выбирают, какие модели смешанной экономики использовать. В каждой схеме свои элементы, те или другие черты. Именно поэтому так явно различие между Россией, Америкой и прочими государствами.

Теоретические аспекты

Смешанная экономическая система обладает специфическими признаками. Одной из основных особенностей считается наличие такого направления, как свободное предпринимательство. Следует сказать, что оно возможно при условии использования в смешанной экономике черт рыночной организации ведения государственного хозяйства. Еще одним характерным признаком выступает многосекторность. Она предполагает наличие множества равноправных сегментов. Их соотношение зависит от территориальной и национальной особенностей страны. В качестве основных целей, которые преследует смешанная экономическая система, выступает обеспечение наиболее полной занятости населения, повышение потенциального ВВП, а также антикризисное регулирование.

Место государства

Оно выступает в качестве организатора. Вместе с этим, государство не оказывает существенного влияния на экономику. Оно может размещать от себя заказы на выполнение работ, оказание услуг или производство продукции. Это черта, которой обладают и командная, и смешанная экономические системы. В качестве муниципальных и государственных заказчиков могут выступать органы госвласти РФ, ее субъектов, территориальные структуры, уполномоченные указанными подразделениями получатели бюджетных активов. Власть также обеспечивает социальную защиту населения. Такая поддержка дает возможность существовать определенным слоям граждан, имея хотя бы продукты первой необходимости. Государство также производит перераспределение доходов, сглаживая их первичную неравномерность. Данная политика выступает как один из наиболее важных инструментов управления.

Специфические черты

В первую очередь следует отметить, что рыночная экономика сочетает в себе устойчивость государственного регулирования, необходимую для максимального удовлетворения потребностей, а также гибкость самоуправления, что требуется при реализации личных запросов. В режиме новой организации хозяйствования следует обеспечить:

  • Социальную справедливость.
  • Стабильность экономического развития.
  • Эффективность хозяйствования.

Для достижения этих целей и используется смешанная экономическая система. Этот механизм способствует достижению сбалансированности между совокупным спросом и предложением.

Основные принципы

В каждом отдельном государстве приоритеты расставлены по-разному. Тем не менее все модели смешанной экономики основываются на трех главных принципах. К ним относят:


Процесс становления новой организации хозяйства

Смешанная экономическая система испытывала достаточно серьезные трудности еще в XIX столетии. Для того времени были характерны низкие зарплаты, ненормированный рабочий день, высокий показатель безработицы. Все этим факторы вызывали у населения вполне обоснованные недовольства. К концу 20-х - началу 30-х годов на Западе началась "Великая депрессия". В результате нее были разрушены финансовая и денежная системы. Предприятия охватила волна банкротства, началась массовая безработица. Эта ситуация спровоцировала недоверие к рыночной системе и со стороны предпринимателей, и со стороны рабочих. В дальнейшем интересы разных социальных слоев в некотором роде объединила смешанная экономика. Первые идеи о ней начали формироваться к началу ХХ века. Однако споры по поводу них ведутся и в настоящее время. В рамках смешанной экономики управление частного сектора осуществляется посредством рыночного механизма. Опираясь на него, государство и правительство, в свою очередь, воздействует на хозяйственную сферу с помощью фискальных рычагов и директив.

Модели

Как выше было сказано, в каждой стране власть сама выбирает принципы, которым будет следовать при организации и ведении своего хозяйства. Это, собственно, и обуславливает многообразие существующих смешанных экономических систем. Большое значение в данном случае имеют, несомненно, хозяйственные факторы. К ним, например, можно отнести регулирование народного хозяйства, взаимодействие государства и рынка и прочее. Однако немаловажными являются и непосредственно особенности самого государства. Это в первую очередь его географическое положение, менталитет населения, ориентированность на увеличение военной мощи и так далее. Все существующие системы, тем не менее, условно можно разбить на несколько групп. Классификация может осуществляться в соответствии с разными признаками.

Степень участия государства

При минимальном внедрении власти в экономику в качестве основной задачи административного аппарата выступает обеспечение организации хозяйства необходимым финансированием. Оно должно предотвращать инфляцию. Вместе с этим, государство занимается регулированием внешних эффектов. К ним относят процесс перераспределения доходов граждан, решение экологических задач, проблем здравоохранения. Регулирование нерыночного сегмента предполагает государственный контроль в научной, образовательной, коммуникационной, оборонной сферах. В рамках данной модели власть, по сути, только обеспечивает благоприятные условия для развития свободного предпринимательства и осуществляет защиту отечественных производителей на мировом рынке. Такая схема ведения хозяйствования имеет место в Америке. В этой стране больший объем ВНП производится посредством рынка, а небольшая часть - за счет государства. В противовес данной схеме выступает другая форма организации хозяйства. В этой модели предполагается максимальное участие государства в развитии экономики. Административный аппарат самостоятельно ведет разработку законодательства, которое регулирует деятельность в хозяйственной сфере. Вместе с этим государство ведет активную борьбу против таких явлений, как кризис, инфляция, спад производства, безработица. В его задачи также входит уменьшение бюджетного дефицита, повышение конкурентоспособности отечественных производителей. Государство также осуществляет национализацию собственности. При реализации данной модели особая роль принадлежит прогнозированию и планированию. Эти мероприятия помогают заранее рассчитать объем расходов, что, в свою очередь, способствует более точному составлению бюджета и назначению цен на продукцию.

Прочая классификация

Существует еще несколько моделей смешанных систем. В частности, выделяют неоэтатистский вариант. Он основывается на кейнсианской концепции. В рамках данной модели предусматривается большое воздействие государства на экономику. Эта схема характерна для Италии, Великобритании, Франции, Японии. Неолиберальный вариант представляет собой систему социального регулирования экономики. В данной схеме большое значение отводится работнику в управлении предприятием. Такой вариант использовали ФРГ и США.

Смешанная экономика - это система, которая основана на соединении разных форм собственности и развитие которой регулируется рынком, национальными традициями и ограничениями государства.

На сегодняшний день смешанная экономика является самой прогрессивной, а страны, в которых установлен такой режим (Япония, Великобритания, Германия, Швеция, Италия и другие) являются наиболее развитыми и обеспечивают своему населению самый высокий уровень жизни.

Признаки смешанной экономики

Смешанная экономика (ее еще называют гибридной) включает в себе принципы рыночной, плановой и даже традиционной экономик. Так, например, основой японского «экономического чуда» является особый традиционный стиль ведения хозяйства, свойственный этой стране.

Для смешанной экономики характерно концентрирование основной части в частных руках, при этом государство имеет свои определенные привилегии и чаще всего обладает монополией на общественно важные ресурсы или экономические активы (коммунальные предприятия, и т. д.). Уровень вмешательства государства в экономику может быть как достаточно высоким (50% контролируемых экономических ресурсов) так и более низким (до 20%). За счет этого государство обеспечивает пополняет бюджет, создает резервы и выполняет другие свои функции. Смешанная экономика дополнительно характеризуется вмешательством государства в дело лицензирования и квотирования объемов производства, установлением твердых максимальных цен на некоторые социальные виды товаров (продукты первой необходимости, лекарства, детские и школьные товары, топливо, медицинское обслуживание и т.д.). Государство также может влиять на экономическую систему путем установления налоговой политики и перераспределения доходов, выравнивая таким образом жизненный уровень богатых и бедных.

Смешанная экономика - преимущества

В смешанной экономике государство, производители и потребители играют достаточно важную роль в решении главного вопроса экономики: "что, как, в каком количестве и для кого производить". Это позволяет сочетать с удовлетворением потребностей населения, что уменьшает социальное напряжение внутри государства. В такой системе все более-менее сбалансировано, отсутствует губительная для развития рынка монополия (кроме стратегически важных и социальных товаров) а также не допускается дефицит, который расшатывает государство изнутри.

Одним из подвидов смешанной экономики является «социально-ориентированная экономика», где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и государственная защита населения от недобросовестных участников рынка и негативных последствий рыночной экономики.

Смешанная экономика - недостатки

Тем не менее, на сегодняшний день именно смешанная экономика является наиболее социально приемлемой и в большей степени, нежели другие системы, обеспечивает

Смешанная экономика - это рыночная экономика, регулируемая государством. Смешанная экономика - это основанная на различных формах собственности экономическая система, в которой хозяйственное развитие регулируется свободными рынками, централизованными решениями государства и традициями. Современная экономика практически всех стран носит смешанный характер в том смысле, что не только рынок регулирует экономику, но и значительную роль в ее регулировании играет государство (правительство).

Государство в рыночной экономике выполняет следующие основные функции:

  • 1. Правовая. Она заключается в защите частной собственности и свободного предпринимательства. Сюда же относится и обеспечение выполнения контрактов, договоров между экономическими субъектами.
  • 2. Защита конкуренции. Современная экономика и сама конкуренция объективно ведут к концентрации производства, а следовательно, к вытеснению конкуренции. Поэтому конкуренция нуждается в защите и поддержке со стороны государства в виде антимонопольной политики.
  • 3. Перераспределение доходов. Опыт показал, что рынок в ходе конкуренции вырабатывает механизм эффективного производства, однако приносящий в жертву многих людей в виде неравенства и доходов. Через прогрессивные налоги и государственный бюджет государство должно сглаживать социальную несправедливость.
  • 4. Производство общественных благ. Каждое общество помимо индивидуальных потребностей имеет и общественные (коллективные), которые рынок или не способен удовлетворить или лишь частично способен удовлетворить. К этим коллективным потребностям относятся: образование, оборона, здравоохранение и т.д. Коллективные потребности в отличие от индивидуальных не знают принципа исключения, т.е. поскольку продукт коллективного пользования произведен, то все получают доступ к нему. Тогда как, чтобы использовать индивидуальное благо, надо купить, заплатить за него. Коллективное благо фактически, наделе исключает выбор предпочтений индивидов. И поскольку рынок не способен удовлетворить коллективные потребности, то государство берет на себя эту функцию.
  • 5. Стабилизации экономики. Рыночная экономика носит циклический характер, фазы подъема, процветания сменяются фазами спада и депрессии. А государство своей налоговой политикой, политикой своих расходов может или сдерживать чрезмерный экономический рост, вводя более высокое налогообложение, или стимулировать экономическую активность, снижая налоги.

Опыт показал, что на основе господства государственной собственности оказалось невозможным включить рынок как эффективный механизм регулирования экономики. Хотя рынок и существовал, тем не менее не удалось обеспечить оптимальное (эффективное) сочетание плана и рынка. На основе господства частной собственности индустриальным странам удается рационально сочетать взаимодействие рыночных сил и элементов государственного регулирования, в том числе и планирования. Сущность государственного регулирования состоит во вмешательстве государства в воспроизводственный процесс, когда правительство активно участвует в кругообороте материальных и денежных средств хозяйственной системы страны. Современное государство индустриальных стран является и довольно крупным собственником и особенно крупным потребителем ВНП (табл. 1.1). Смешанная экономика состоит из двух секторов - государственного и частного.

Таблица 1.1

Доля государственных расходов в ВВП за 1950-2015 гг., %

Германия

Франция

Велико

британия

Италия

Япония

СССР/РФ

Однако сочетание рыночного и государственного регулирования - это в общем и закономерность, и возможность, которой непросто умело воспользоваться. Опыт современной России это подтверждает.

В современных условиях социально ориентированная рыночная экономика является исходной, базовой моделью экономического развития. Экономические модели - это теоретические построения, которые используются для обобщения основных характеристик сложных явлений, упрощая их и делая доступными для анализа. Модели современных экономических систем содержат как общие, так и специфические черты. Общепризнанными моделями экономических систем являются: американская, японская, шведская и немецкая модели, а китайская модель представляет интерес как модель реформирования экономики любой страны.

Для американской модели характерны следующие особенности:

  • размеры государственной собственности невелики;
  • преобладают частный предпринимательский сектор и его поддержка;
  • правительство и государственный сектор обслуживают экономику, а не руководят ею;
  • высоко развит механизм конкуренции и рыночного ценообразования;
  • высоки различия в доходах населения.

Японскую модель отличает:

  • активная роль государства в модернизации экономики;
  • мощная поддержка государством предпринимательских структур;
  • значительная роль планирования в отдельных сферах экономики;
  • ориентация на сбережение, производство и экспорт при определенном отставании уровня жизни населения от роста производительности труда;
  • социальная ориентация фирм (пожизненный наем, партнерство, коллективная ответственность).

Шведская модель отражает:

  • развитый государственный сектор;
  • партнерство работников и предпринимателей при посредничестве государства;
  • преобладающую роль государственного бюджета в перераспределении доходов населения;
  • сужение рыночного ценообразования за счет вмешательства государства.

Немецкая модель определяется, как социальное рыночное хозяйство, отличающееся:

  • высокой степенью ответственности государства за обеспечение социальной стабильности;
  • значительной долей государственной собственности;
  • большими объемами государственных расходов в ВВП;
  • поддержкой мелких и средних предприятий, фермерских хозяйств;
  • активным влиянием государства на цены, пошлины и технические нормы.

Китайскую модель характеризует:

  • наличие двух противоположных секторов в экономике: рыночного и административного;
  • система свободных экономических зон;
  • значительная роль домашнего хозяйства;
  • слабая дифференциация в доходах;
  • высокая доля накопления и развития за счет иностранных инвесторов.

Перечисленные модели современных экономических систем и их содержание несут в себе лишь наиболее общие черты и не раскрывают всех тайн национального «чуда». По какому сценарию пойдет развитие мировой экономики? По мнению представителей мировой науки, XXI в. - это век экологии и психологии. Следовательно, эти две доминанты и будут формировать новые экономические модели.

Смешанная экономика понимается как:

- экономика страны , в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем;

- экономическая система , где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране;

- макроэкономическая система , которая базируется на взаимодействии нескольких хозяйственных укладов - частнособственнического, общественно-государственного, коллективного и других. Характеризуется противоречивым единством механизмов рыночного, корпоративного и государственного регулирования экономических процессов;

- соединение преимуществ рыночной, централизованно-регулируемой и даже патриархальной экономики (например, японская или китайская - верность лучшим национальным традициям). Классический пример смешанной экономики - экономическая система Швеции, Японии, Китая и других азиатских стран (так называемых «азиатских драконов»).

При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность конституционно, законодательно и политически сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика де-факто возникла в годы Великой депрессии (мирового экономического кризиса с 1929 по 1933 год) и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Двойственность смешанной экономики подразумевает достаточно длительное сосуществование двух секторов экономики: «рыночного» и «нерыночного», каждому из которых свойственны специфические формы хозяйствования, методы и формы регулирования. Современная экономика выступает как смешанная и по форме собственности, и по организации предпринимательской деятельности.

Смешанная экономика сочетает рыночные принципы свободной конкуренции и государственного регулирования, ее суть сводится к сосуществованию в ее рамках разных, конфликтующих и, казалось бы, несовместимых институтов, принципов отношений. Современная развитая экономика - это регулируемая смешанная экономика , где эффективность рыночного механизма зависит от деятельности правовых, государственных и общественных институтов.

В смешанной экономике исследователи выделяют две особенности функционирования государственного сектора:

1. Смешанная экономика характеризуется противоречивым единством различных форм организации производства - частного («коммерчески-целесообразного») и общественного («государственно-целесообразного») секторов как двухэлементного основания данной системы.

2. Государственный сектор смешанной экономики осуществляет системную, макроэкономическую и институциональную рыночные функции, единство которых обеспечивает дополнительную устойчивость функционирования рыночного сектора; значимость этих функций приобретает мультипликативный эффект в периоды циклических депрессий и системных стагнаций во время кризисов.


Выделим пять основных задач, решаемых смешанной экономикой в современном обществе:

Обеспечение занятости населения;

Наиболее полное использование производственных мощностей;

Стабилизация цен;

Параллельный рост заработной платы и производительности труда;

Равновесие платежного баланса всех участников экономической деятельности.

Практическое достижение этих задач осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Выделим три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (ФРГ, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается в экономику лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция, Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика. И во всех этих странах наибольшая часть собственности не принадлежит государству.

Рассмотрим более подробно модели смешанной экономики в экономически развитых государствах.

Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Данное различие зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Типы и виды экономик представлены следующими страновыми моделями рыночных систем.

1. Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха .

Смешанная экономика в США характеризуется незначительным государственным вмешательством в дела экономических субъектов и небольшим размером государственной собственности. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее, в США сложилась эффективная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов.

2. Германская модель - это модель социально ориентированного рыночного хозяйства. Она увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы.

Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. При этом важнейшая задача государственной власти - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Трактовка государства, как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий, не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и в целом - в концепции социально ориентированной рыночной экономики - отличаются обоснованием более активного вмешательства государства в экономику.

Германская модель характеризуется следующими чертами:

Индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержки конкуренции;

Рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

Стимулирование технологических и организационных инноваций;

Проведение структурной политики;

Защита и поощрение конкуренции.

Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социально ориентированной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

3. Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

4. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социально ориентированной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. А многие современные страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики (иногда называемой «смешанной системой хозяйства»).

Таким образом, современная рыночная экономика смешанного типа (или смешанная экономика) на сегодняшний день предстает наиболее совершенной экономической системой. Ее основной особенностью является удачное сочетание черт разных экономических систем: «чистого» рыночного капитализма и командно-административной экономики, хотя черты капитализма в ней преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, то есть гибкой.

Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует обществу наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий на основе ограниченной законодательством конкуренции. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.