С.Витте и управление народным хозяйством. Направления экономической политики С.Ю

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Внешне-политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX вв. Экономическая политика С.Ю.Витте: цели, методы, результаты

Чудиновских Дарья

Студентка ЭУИС 1-8

Внешне-политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX вв.

В конце XIX-начале XX в. Российская империя являлась одной из ведущих стран мира. Роль России на международной арене определялась её географическим положением, геополитическими, стратегическими и экономическими интересами, а также ее военным потенциалом и богатейшими ресурсами.

В выборе союзников и определении приоритетных направлений внешней политики наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, часть правящей верхушки (С. Ю. Витте, а впоследствии П. А. Столыпин) понимала опасность вооруженных конфликтов для внутренней модернизации страны. Поэтому они настаивали на разрешении противоречий мирными дипломатическими средствами. Россия проявляла мирные инициативы в вопросах разоружения, войны и мира (Гаагская конференция 1899 г.). С другой стороны, часть правящих кругов занимала экспансионистские позиции, выступала за дальнейшие территориальные приобретения (А. М. Безобразов («Безобразовская клика»), А. П. Извольский, С.Д. Сазонов).

Россия была аграрной страной, где 2/3 населения проживало в сельской местности, с уникальной, многонациональной культурой и с ужасающей неграмотностью населения. В экономике России, которая была страной второго эшелона капитализма, в свою очередь были представлены экономические уклады и элементы различных формаций.

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв.

Основные направления внешней политики России:

· Западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией -- за влияние на Балканах.

· Южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии.

· Дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае. В 1891 г. было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги, имевшей стратегическое значение. В 1896 г. был подписан договор о строительстве КВЖД. Эти договоры сделали Россию опасным соперником Японии и Англии в Китае. В 1895 г. был учрежден Русско-китайский банк. В 1898 г. Россия получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и Далянем (Дальним). Военно-морское присутствие России в бухте Циньхуандо позволяло ей проводить активную политику как в Китае, так и на корейском полуострове. В 1900 г. русские войска были введены в Маньчжурию на подавление восстания «Ихэтуань». Русско-японские переговоры 1903 г. о судьбах Маньчжурии и Кореи зашли в тупик, так как обе стороны стремились к полному господству в Маньчжурии.

Миротворческие инициативы России и Гаагская конференция 1899 года

Была созвана в столице Голландии Гааге. В ней приняли участие 26 стран Европы, Азии и Америки. Ими были взяты на себя следующие обязательства:

· не использовать удушливые и отравляющие газы (Германия впоследствии нарушила - Ипр (иприт))

· не применять газосодержащие снаряды и гранаты

· не использовать разрывные пули

Руководителями российской внешней политики на тот момент были Н.К. Гирс, А.Б. Лобанов-Ростовский, В.Н. Ламздорф.

Дальневосточная политика России. Экономические, военно-стратегические и политические причины усиления внимания русских правительственных кругов к Дальнему Востоку в конце XIX в. Освоение новых земель в Приамурье и Приморье, строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, создание Тихоокеанского флота. Русско-китайский договор 1896 г. об оборонительном союзе. Строительство Китайско-Востойчной железной дороги. Договор с Китаем 1898 г. об аренде Порт-Артура. Участие России в подавлении народного восстания (Ихэтуань) в Китае в 1900 г. Разногласия в русских правительственных кругах по вопросам дальневосточной политики.

Социально-экономическое развитие России в конце XIX - начале XX вв.

· На рубеже XIX--XX вв. Россия являлась страной со средним уровнем развития капитализма. Сохранение в экономике пережитков феодализма, обусловливали противоречивое, нестабильное развитие общества. Но если по ряду важнейших экономических показателей Россия отставала от передовых стран, то по темпам развития промышленности превосходила их.

· В стране создавались мощные монополистические объединения картели, синдикаты.

· Динамика промышленного развития России в 1893-1913 гг.

· Промышленный подъем 1893-1899 гг. Рост промышленности, торговли, финансово-банковской системы, развитие железнодорожной сети.

· Кризис 1900-1903 гг. и его особенности.

· Депрессия 1904-1908 гг.

· Новый промышленный подъем 1909-1913 гг.

· Особенности сельского хозяйства в России в начале XX в.

· Капитализация помещичьего и крестьянского хозяйства.

· Социальные противоречия в деревне.

· Обострение борьбы крестьянства с помещиками за землю.

· Развитие кооперативного движения.

· Первые кооперативные организации в России были основаны представителями интеллигенции.

· Рост населения России в 1897-1913 гг.

С.Ю.Витте: цели, методы, результаты

внешний политика витте экономический

· Витте оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства. Активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением царской монархии.

· К началу XX в. экономическая платформа Витте в течение приблизительно десяти лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, обеспечить ускоренное промышленное развитие России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза.

· Особая роль в программе Витте отводилась иностранным капиталам; он выступал за их неограниченное привлечение в русскую промышленность и железнодорожное дел.

· По инициативе Витте осуществлены крупные экономические мероприятия: в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Отныне торговля водкой производилась только в казенных винных лавках. При Витте винная монополия давала миллион рублей поступлений в день.

· Также в 1894 г. сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и в 90-х годах было развёрнуто железнодорожное строительство.

· В 1897 году осуществлена денежная реформа, согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Министр финансов тщательно подготовил реформу, предварительно накопив большой золотой запас. Рубль из слабой валюты превратился в одну из самых сильных и устойчивых в мире.

· Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов высоко котировались за границей.

· В действительности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении.

· С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь добиться пересмотра аграрной политики. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской собственности на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике.

· В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине.

· По инициативе и под председательством Витте 22 января 1902 создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В его программе аграрных требований намечены положения, использованные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землёй к подворному. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 было закрыто, после этого последовало увольнение министра финансов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Периодизация экономического развития России в конце XIX - начале XX века. Состояние и развитие банковской системы. Социальная политика на рубеже XIX- XX веков. Сущность экономической реформы С.Ю. Витте. Социально-экономическое развитие Орловского края.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2013

    Экономика Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их итоги. Общественно-политическое положение в обществе и внешняя политика в 1903-1906 гг. Сравнительная характеристика реформ Витте и Столыпина.

    реферат , добавлен 09.04.2011

    Экономическая политика царского правительства в конце XIX – начале ХХ века. Биографические сведения о семье и жизни Витте, факторы формирования его мировоззрения и характера. Становление и развитие "Системы Витте". Деятельность Витте как дипломата.

    реферат , добавлен 09.11.2014

    Основные направления Дальневосточной политики России в конце XIX века и ее результаты. Внешнеполитическая доктрина Витте. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Причины Русско-японской войны, ход военных действий, итоги и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Особенности и показатели экономического развития России в начале XX в. Анализ реформ Александра I, которые дали простор развитию экономики. Изучение земельной реформы П. Столыпина и денежной реформы Витте. Социально-политический строй и внешняя политика.

    реферат , добавлен 31.01.2010

    Политическое и социально-экономическое положение России на рубеже XIX-XX веков, состояние и развитие армии и флота империи. Активное привлечение армии к решению внутриполитических вопросов страны и его результаты. Влияние милитаризма на экономику страны.

    реферат , добавлен 08.08.2009

    Самодержавная форма правления и экономический прогресс России. Внешняя политика России в конце XIX – начале XX века. Политическое положение в Европе. Мирные инициативы Николая II. Русско-японская война, итоги и последствия. Реформы П.А. Столыпина.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    Изучение места России в мировой цивилизации как страны "второго эшелона". Политическая система и социально-классовая структура общества. Особенности развития капитализма. Внутренняя и внешняя политика царизма. Кризис самодержавия. Реформы С.Ю. Витте.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2013

    Особенности развития России в XIX веке. Переход к политической реакции. Социально-политический строй. Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в. Внешняя политика в 70–90-е годы. Военные проникновения в Среднюю Азию, ее присоединение к России.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Основные сведения о жизни и образовании графа С.Ю. Витте, начало государственной службы. Концепции экономической платформы и принципы управления государственными финансами по программе Витте. Роль реформ и внешней политики Витте в экономике России.

Конца 19 - начала 20 века. Она укрепила рубль не только в нашей стране, но и во всем мире благодаря установлению его свободного обмена на золото. Причиной ее проведения стала неустойчивость денежной системы в России в конце столетия. Однако после "оздоровления" рубля престиж отечественной экономики существенно повысился, что привело к росту инвестиций и притоку иностранного капитала.

Причины

Финансовая реформа Витте была вызвана необходимостью создания устойчивой валюты, в которой так нуждались возникшие на рубеже столетий монополистические объединения в нашей стране. Дело в том, что в рассматриваемое время в России под влиянием основных тенденций мировой экономики стали появляться крупные монополистические объединения, такие как картели и синдикаты. Для крупных денежных сделок требовалась такая валюта, которая сохранила бы ценность финансовых капиталов.

Поначалу правительство пыталось решить проблему с помощью выпуска так называемых лишних бумажных денег, однако это не помогло. К концу века стала очевидной необходимость введения Финансовая реформа Витте проводилась по западноевропейскому образцу. Дело в том, что золотомонетный стандарт был введен во многих странах Европы в связи с возникновением единого мирового рынка. Россия активно вела внешнюю торговлю, и поэтому так же, как и ее партнеры, нуждалась в аналогичной денежной системе.

Цель

Царское правительство было заинтересовано в том, чтобы развивать страны. Последнему обстоятельству сильно препятствовал тот факт, что рубль, несмотря на то что был конвертируемой валютой, тем не менее не был достаточно крепким для того, чтобы служить эквивалентом обмена.

Иностранные предприниматели часто не решались продавать свои номиналы, так как он не был обеспечен золотом. Финансовая реформа Витте преследовала цель преодолеть этот барьер и поставить рубль на один уровень с европейскими денежными единицами. Это должно было привлечь и вложения в отечественную экономику.

Подготовительные меры

Финансовая реформа Витте, дата которой - 1897 год, была подготовлена его предшественниками. Бунге и Вышнеградский понимали слабость бумажной денежной системы и пытались заменить ее металлическим стандартом. Оба хотели сделать отечественный рубль достаточно крепким для того, чтобы он свободно обменивался не только на серебро, но и на золото. Для достижения этой цели они поставили задачу создать запас этого ценного металла, проводя делая иностранные займы, а также ограничивая импорт и увеличивая экспорт товаров.

Таким образом, еще до прихода Витте на пост министра финансов курс отечественной валюты был стабилизирован. К году проведения реформы золотой запас нашей страны достиг более 800 миллионов рублей. Государственный банк при новом министре ввел в оборот иностранную валюту и прекратил спекулятивные действия на кредитном рубле.

"Оздоровление" экономики

Проведение финансовой реформы Витте было естественным продолжением политики его предшественников, которые своими мерами добились твердой фиксации рубля и прекращения биржевых спекуляций. Таким образом, были созданы все необходимые предпосылки для введения золотого стандарта. Запас этого драгоценного металла, стабильный валютный курс, правильно сформированный бюджет, развитие внешней и внутренней торговли, независимая работа министерства финансов способствовали "оздоровлению" отечественной экономики и стали стимулом к рывку в промышленном развитии, которого достигла Россия к началу Первой мировой войны.

Политика министра финансов

Сергей Юльевич Витте в течение десяти лет занимал этот пост и в течение данного периода добился немалого. Благодаря его усилиям было ускорено железнодорожное строительство, заключен выгодный торговый договор с Германией, введена винная монополия, которая стала важным источником пополнения государственного бюджета. Благодаря его денежной реформе оборот золота резко увеличился, а количество бумажных единиц упало, что, разумеется, повысило престиж российской экономики на мировом рынке.

Сергей Юльевич Витте добился "оздоровления" отечественной финансовой системы, которая была надежной вплоть до начала Первой мировой войны в 1914 году. Впрочем, следует отметить, что многие современники были недовольны отменой биметаллического обращения в стране, так как основная масса населения стала испытывать острый недостаток в денежных единицах, что отрицательно сказалось на их покупательной способности.

Золотой стандарт

Данное понятие означает признание золота основным денежным товаром и единственным эквивалентом ценностей. Преимущество данной системы заключается в том, что она не подвержена инфляции. В случае падения экономической активности этот ценный металл оседал в руках современников, когда же ситуация стабилизировалась, он снова пускался в обращение. Финансовая реформа Витте 1897 года в первую очередь была выгодна для развития внешней торговли, так как облегчала оплату сделок. Введением золотого стандарта были очень недовольны помещики и дворяне, зато предприятия отечественной буржуазии получили новый толчок для развития во многом за счет экспорта хлеба, что увеличивало доходы.

Первые меры

Финансовая реформа Витте, причины которой были вызваны нестабильностью денежной системы второй половины 19-го столетия, началась с указа императора 1895-го года, который разрешал оплачивать сделки золотой отечественной валютой или кредитными билетами по ее курсу. Однако новые денежные номиналы довольно медленно входили в оборот. Поэтому Государственный банк принял решение покупать золотую монету по неплохой цене - 7 рублей 40 копеек.

Последняя мера способствовала стабилизации соотношения между бумажной и металлической денежными единицами. В 1897 году правительство приняло решение ввести в России золотое обращение. Монеты из данного металла начали чеканиться с 1897-го года. Первые из них были достоинством в 5 и 10 рублей. Также выпускались империалы (15 рублей) и полуимпериалы, которые составляли половину их стоимости. Однако показателен тот факт, что большинство населения по-прежнему отдавало предпочтение бумажным деньгам, так как их было легче хранить на руках.

Последствия

Финансовая реформа Витте, итоги которой оказались в целом очень положительными для отечественной промышленности, готовилась в строгой секретности, поскольку ее разработчики не зря опасались противодействия придворных кругов и поместного дворянства. Дело в том, что введение золотого стандарта укрепило позиции российской буржуазии, однако привело к падению цен на сельскохозяйственную продукцию. После начала реформы ее инициаторы подверглись резким нападкам общественности.

Однако Витте заручился поддержкой императора и специального финансового комитета и добился утверждения своего проекта. В результате курс рубля стабилизировался, и отечественное предпринимательство получило новый импульс для развития. Позиции отечественной экономики на мировом рынке укрепились, что вывело российскую промышленность на новый уровень. Одним из недостатков реформы является увеличение долга России из-за привлечения иностранного капитала, однако стоимость заимствования упала.

Кроме того, в ходе проведения реформы произошло увеличение государственного имущества за счет создания золотого запаса и приобретения железных дорог в собственность казны. Успеху способствовала умелая бюджетная политика Витте, который отказался от экономии государственных средств. Этой бережливости он противопоставил финансовую активность, способствуя включению капиталов в промышленный оборот. Итак, укрепила российскую экономику и вывела ее на мировой уровень.


Они были противоречивы.

К 1914 году Россия по объему пром. производства занимала 5 место в мире, уступая США, Германии, Англии, Франции. При этом отрыв России от трех крупнейших держав оставался весьма значительным. По объему пром. производства СШа превосходили Россию в 7 раз. Германия в 3 раза, Англия почти в 3 раза. Россия немного уступала Франции.

Доля России в мировом пром. производстве составляла 5%, а Франции 6%. По важным отраслям пром. производства Россия занимала 4 место в мире. Это машиностроение, производство стали, проката. По добыче нефти в 1913 году Россия уступала только США.

Однако процесс индустриализации в России не был завершен к 1914 году. Доля промышленности в валовом национальном продукте росла, но уступала доле сельского хозяйства. По методике расчета, которая была применена Струмилиным, а потом английским ученым, к 1914 году в валовом национальном продукте промышленность давала 27-28%, на долю с/х приходилось 55%. Т.е. промышленность не стала доминирующей отраслью в экономике.

В последнее время ряд исследователей ставят под сомнение эти цифры. Эта методика не учитывает, что в России цены на пром. товары были искусственно завышены, а цены на с/х товары искусственно занижены. Если брать поправку на это, то получится, что доля промышленности была еще меньше.

…превышение доли легкой промышленности.

В странах, совершивших индустриализацию, основная масса промышленной продукции создавалась в секторе тяжелой промышленности.

В России была обратная ситуация: тяжелая промышленность развивалась опережающими темпами, но все же основную массу пром. продукции в стоимостном выражении создавали предприятия легкой промышленности. К 1914 году примерно 60% падало на долю легкой промышленности, около 40% на долю тяжелой промышленности.

Сохраняли свою позицию в пром. секторе многие мелкие предприятия, работавшие вообще без применения машин. К 1913 году насчитывалось порядка 30 тысяч пром. предприятий фабрично-заводского типа и 150 тысяч предприятий ремесленных, базировавшихся на ручном труде с небольшим количеством работников. Они давали немалую долю в пром. производстве. Т.о. большая доля промышленности вырабатывалась еще допромышленным способом, вручную.

Многие важные отрасли промышленности к 1914 году, что очень болезненно сказалось на ситуацию страны во время 1 мировой войны, находились еще в зачаточном состоянии, не удовлетворяли потребностям, зависимость от импорта оставалась весьма высокой. Например, в машиностроении, больше половины с/х машин ввозилось из-за рубежа. Половина машин не С\Х тоже из-за рубежа.

Отечественная промышленность не успевала за потребностями внутреннего рынка. В период быстрого пром. подъема предвоенного, рост импорт в пром. сфере. Это было такой неблагоприятной тенденцией, обозначившейся перед 1-й мировой войной, как уменьшения положительного сальдо в торговом балансе России. Экспорт превышал импорт, но это превышение уменьшилось. Во время 1-й мировой войны, когда мировые хозяйственные связи нарушились, российская экономика оказалась в тяжелом положении.

Говоря о промышленном развитии России, особенно в 1890-е годы необходимо остановиться на экономической политике царского правительства.

Самодержавие вступило на путь создания мощной отечественной промышленности и последовательно эту линию проводило. Апогея политика поощрения индустриального развития страны достигла как раз в 1890-егоды. Этот путь был связан с деятельностью Сергея Юрьевича Витте, который с 1992 по 1903 год занимал пост министра финансов. Министерство помимо финансов, курировало и торгово-промышленную сферу.

Только в 1905 году было создано отдельное министерство торговли и экономики.

Политика форсирования индустриализации получила название «Система Витте».

Витте принадлежал к числу наиболее крупных гос. деятелей России в последние десятилетия ее существования. Витте никогда не принадлежал к числу забытых персонажей отечественной истории. О нем много писали и в советское время и в постсоветское время.

Писали много и по-разному. У него были восторженные почитатели и противники. Он писал мемуары, но в переработанном виде, потому что подлинник был засекречен в американских архивах, куда его передала вдова. Но в подлиннике сенсаций не оказалось. Редакторская правка, как оказалась, преследовала целью сделать мемуары более читаемыми, потому что подлинники читать тяжело.

Воспоминания Витте интересны, но пристрастны.

Мемуары были опубликованы впервые в 1922 году. Воспоминания Витте вызвали в эмигрантской среде целый поток контр-воспоминаний. Один из деятелей ответил Витте, опубликовав свои опровержения, которые облек в форму письма, хотя Витте уже не было в живых. Он писал: пишу Вам, Витте. И дальше следовал перечень прегрешений Витте.

Витте родился в 1849 году. Его отец был выходцем из Прибалтики, лютеранином, принявшим православие. По матери Витте был в родстве с князьями Долгорукими, и возводил свой род к черниговскому князю Михаилу Ярославичу.

Витте провел молодость в Тифлисе. Затем окончил математический факультет Новороссийского университета. После окончания университета он хотел избрать научную карьеру и Витте поступил на государственную службу в канцелярию Одесского генерал-губернатора. Прослужил недолго и перешел на частное предприятие в Акционерное Общество Юго-Западной железной дороги. Начал службу с самых низов. Для приобретения опыта он поначалу стал кассиром. Потом повышался и стал управляющим.

Первый опыт участия в политической деятельности Витте получил в 1881 году. Под впечатлением от убийства Александра 2 он обратился через своего дядю к новому императору Александру 3 с письмом, в котором предлагал создать контр террористическую организацию. (Его дядя, Фадеев, был известным публицистом, входившим в окружение к новому императору). Такая организация была создана, но ее быстро прикрыли. Но тем не менее Витте был замечен.

Витте довольно долго был приверженцем славянофильства. Он был против быстрого промышленного развития России, он считал, что промышленность, индустриализация превращают людей в придаток машин. Но в 1880-е годы его взгляды претерпели в этом отношении изменения. Витте осознал то обстоятельство, что невозможно в конце 19 века оставаться в ряду великих держав, не имея развитой промышленности.

Витте был под влиянием взглядов немецкого экономиста Фридриха Листа. Германия уступала в промышленном отношении Англии и Франции. Как Германия может преодолеть отставание? Лист выступил активным пропагандистом политики жесткого протекционизма. Лист исходил из того, что страны, вырвавшиеся вперед в промышленном развитии, своими дешевыми и качественными изделиями наводняют рынок более отсталых стран и душат на корню их промышленность. Выход из этого положения – установление высоких таможенных барьеров, под защитой которых может развиваться отечественная продукция.

Идеи Листа были восприняты Витте и он даже написал брошюру.

Восхождение Витте к власти началось в конце 1880-х годов, после крушения царского поезда. Причины катастрофы были следующие: императорский поезд, который по весу равнялся по весу товарному поезду, передвигался однако со скоростью пассажирского поезда, т.е. быстрее, чем нужно. Это было очень рискованно. Витте, которому по должности директора Общества юго-западных железных дорог приходилось сопровождать императорскую семью, неоднократно обращал внимание министерства путей сообщения, что это опасно. В конце концов рельсы не выдержали. Происшествие было скандальным.

Тем не менее, Александр 3 обратил внимание на Витте, на его предостережения. По поручению царя Витте пригласили на гос. службу. Витте в своих воспоминаниях пишет, что он не хотел, но принял царское предложение, потому что не мог не принять. На самом деле это не так. Витте давно рвался на гос. службу. У него были контакты с Вышнеградским, Витте печатался в «Московских ведомостях». Но было препятствие финансового характера. Как управляющий Обществом юго-западных железных дорог он получал намного больше, чем получал бы на гос. службе. В год он получал 50 тысяч рублей. А качестве директора департамента, которую ему предлагали, он мог получать только 8 тысяч рублей. Александр 3 выразил готовность приплачивать Витте из своих средств еще 8 тысяч рублей. В сумме 16 тысяч, это тоже не 50. Но власть видимо привлекла его больше.

В 1889 году Витте занял пост Директора департамента железнодорожного дела, которое курировало финансовые аспекты ж/д строительства. Министром финансов являлся его покровитель Вышнеградский.

В 1892 году Витте был назначен на должность министра путей сообщения. В это же время тяжело заболел Вышнеградский, у него был инсульт. Его преемником Александр 3 назначил Витте. С тех пор с 1992 по 1903 год Витте занимал пост министра финансов.

Витте может быть причислен к числу выдающихся гос. деятелей. Он обладал глубоким умом, энергией, способностью к анализу, был прекрасным организатором. Он был мастером политической интриги.

В бюрократической среде СПб Витте был чужеродным элементом. Он был провинциалом, с неправильным выговором, не умел гладко выражаться, с грубоватыми манерами. Но это импонировало Александру 3, так как он сам не был светским человеком, он чувствовал в Витте родственную натуру.

Но те же черты Витте помешали ему найти впоследствии общий язык с Николаем 2. Не только личные черты, конечно, были и политические мотивы. Николай 2 был человеком другого склада. В конце концов, Николай 2 и Витте расстались, ненавидя друг друга.

Современник заметил так: государь – художник-миниатюрист, а Витте – грубый дикарь, они не могут понять друг друга в принципе.

Тем не менее и при Николае 2 вплоть до своей отставки в 1903 году экономическую, торгово-промышленную политику во многом определял Витте.

Свою программу Витте изложил в 1893 году вскоре после своего назначения на пост министра финансов. В соответствующей записке Витте подводил итоги промышленного развития России за 3 пореформенных десятилетия (начиная с отмены крепостного права). Витте писал, что эти годы прошли не впустую. Индустриальное развитие страны продвинулось существенно, однако Россия по-прежнему качественно отстает от ведущих держав. Ставилась задача это отставание преодолеть, или хотя бы существенным образом сократить.

Витте выступал как активный сторонник широкого вмешательства государства в экономику. Он подчеркивал, что финансовые, юридические, экономические предпосылки для быстрого промышленного развития на западе складывались в течение столетия, а в России они _______ , поэтому государство не может предоставить дело промышленного развития в частные руки, частной инициативе, она еще слишком слаба. Государство не может ограничиться как на западе только установлением правил _______ , а дальше предприниматель будет действовать сам. Государство должно активно помогать частным предпринимателям, оказывать им покровительство. По сути дела широкое государственное вмешательство в экономику рассматривалось Витте как важное средство, способное обеспечить быстрое развитие экономики.

Каковы были составные элементы «Системы Витте»? Системой ее можно назвать довольно условно, потому что он не был ее творцом. Во многих отношениях, хотя он в своих мемуарах этого писать не любил, он выступил продолжателем дела тех, кто занимал пост министра финансов до него, Бунге и Вышнеградского. Во многом он реализовал то, что они задумали, но не смогли осуществить.

Важнейшей составной частью была политика таможенного протекционизма. В 1891 году при Вышнеградском был принят покровительственный таможенный тариф. Витте стоял за его незыблемость и даже за ужесточение. Став министром финансов, Витте добился согласия Александра 3 на то, чтобы министру финансов по соглашению с министром иностранных дел предоставлялось право повышать своей властью ставку таможенного обложения, установленную законом 1891 года, для товаров тех стран, которые создают угрозу российской экономике и которые не в свою очередь не создают благоприятных условий для российского экспорта. Такой страной являлась Германия, которая в конце 19 века являлась главным торговым партнером России. Действительно, русско-германские политические отношения в начале 1890-х годов значительно ухудшились. Стороны по многим вопросам занимали диаметрально противоположные позиции. Германия поставляла в Россию промышленные товары и была заинтересована в том, чтоб пошлины были низкими. Но это пагубно сказывалось на отечественной промышленности, поскольку конкурировать на равных с немецкой русская промышленность тогда не могла.

С другой стороны Россия поставляла в Германию с/х продукцию. Немцы, защищая своих аграриев, устанавливали высокие пошлины на русскую продукцию. Это не отвечало интересам России. И вот в 1893 году началась русско-германская таможенная война, которая выражалась в том, что немцы последовательно повышали пошлины на русскую с/х продукцию. А Витте, в свою очередь, повышал пошлины на германские промышленные товары. Отношения между обеими империями крайне ухудшились, заговорили даже о том, что таможенная война перерастет в настоящую войну. Витте занял в этом конфликте с Германией очень жесткую позицию.

Сокращение торговых связей с Германией было довольно болезненным для российской экономики, для потребителей. Но Витте полагал, что для Германии сокращение торговых связей с Россией еще болезненней. Это был фактор, когда работает так называемое преимущество отсталости. Россия в экономическом отношении была более отсталой страной, чем Германии. Но в этом состояла ее сила. Как более отсталая страна Россия была меньше связана с внешним рынком и меньше от него зависела. Поэтому сокращение отношений с Россией германская экономика переживала более болезненно, чем российская экономика переживала сокращение торговых связей с Германией.

В конце концов в 1894 году был заключен русско-германский торговый договор. Стороны пошли на уступки. Этот торговый договор был выгоден для России. Главные позиции Витте удалось отстоять. Торговый договор был заключен сроком на 10 лет. В 1904 году его сменили менее выгодным для России договором, поскольку в данном случае немцы воспользовались русско-японской войной.

Договор 1894 года, защищавший от немецкой конкуренции, послужил образцом в соответствии с которым были заключены торговые соглашения с рядом других государств, с Францией, Австро-Венгрией.

Витте последовательно проводил курс защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции.

Каковы были последствия? Противоречивые. С одной стороны защита отечественной промышленности обеспечивала ее быстрый рост. С другой стороны эта политика была обременительна для населения. Без иностранных товаров обойтись было невозможно, поскольку потребности внутреннего рынка отечественные производители не удовлетворяли. Но вследствие высоких таможенных пошлин, эти иностранные товары продавались по завышенным ценам.

За это политика Витте подвергалась критике в правящих кругах. Витте осознавал, что в общем для населения это обременительно, но, как он заявлял: великие задачи требуют великих жертв. Мощная промышленность нужна государству. Витте стоял за то, чтобы время, в течение которого эти жертвы будут приноситься, было бы максимально коротким. Надо быстрее развивать собственную экономику. А для этого нужны деньги, а денег не хватало. Выход: привлечение в Россию иностранного капитала.

И в 1890-е годы в этом отношении было много сделано.

В Западной Европе было немало капиталов, которые искали своего применения за пределами национальных экономик. Россия была весьма привлекательным рынком для иностранных инвестиций. Этому способствовала внутренне-политическая стабильность, низкая зарплата рабочих. Во многом привлекательной для иностранных инвесторов российская экономика оказывалась и благодаря российской политике таможенного протекционизма. Ведь эта политика защищала продукцию, произведенную внутри страны, без относительно кому принадлежит предприятие. Если оно размещено в России, то не важно, что оно существует на английские, французские, немецкие деньги.



Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915гг.). Он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния «хозяина земли Русской» Николая II (1894-1918 гг.). Николай не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение «золотого стандарта», т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX - начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Политическая ситуация 1894-1904 власть и оппозиция

Николай II, вступивший на престол в 1894 г., следовал реакционному курсу своего отца. Социально-экономический и политический кризис, поразивший Россию в начале XX в., усложнил проблемы, стоявшие перед царским правительством. Но новый царь поневоле вел двойственную политику идти на уступки "духу времени". Защита "устоев" Николай стремился к защите самодержавного строя. Заявивив что любые надежды на введение конституции в России - "бессмысленные мечтания", Николай II повел решительную борьбу с противниками самодержавия. Борясь против профессиональных революционеров, подавляя массовые выступления рабочих и крестьян, царское правительство преследовало и либералов, пытавшихся сформировать сильную легальную оппозицию господствовавшему режиму. Николай II поддерживал поместное дворянство, в котором видел единственную опору самодержавию. Наиболее ярко эта поддержка проявилась в расширявшейся деятельности Дворянского банка: к началу XX в. сумма ссуд, выданных им помещикам на льготных условиях, превысила 1 млрд. руб. Ту же цель преследовали и другие меры финансового характера: значительное понижение процентов по ссудам должникам-помещикам, устройство дворянских касс взаимопомощи.

Самодержавие и буржуазия. С любыми притязаниями этого класса на государственную власть самодержавие боролось бескомпромиссно; в сфере экономической находило с ним общий язык. Государственные кредиты и налоговые льготы, покровительственная таможенная политика и стремление к захвату новых источников сырья и рынков сбыта -правление Николая II вполне отвечало интересам российского буржуа. Министром финансов при Николае долгое время оставался С.Ю.Витте, занявший этот пост еще при его отце. Он предпринял ряд мер, способствовавших развитию капиталистических отношений в России. Главной из них явилась денежная реформа: в 1897 году была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечившая устойчивые прибыли предпринимателям, Витте был одним из главных организаторов строительства Транссибирской железной дороги, способствовавшей активизации русской политики на Дальнем Востоке. По его инициативе Россия начала экономическое проникновение в Северный Китай.

Крестьянский вопрос. С именем Витте связан и новый подход к крестьянскому вопросу. По его мнению русская деревня нуждалась в крепком предприимчивом хозяине. Для этого было необходимо сравнять крестьян в правах с представителями других слоев населения, и разрушить общину: позволить крестьянам выходить из нее по собственному желанию, закрепляя за собой свои наделы в частную собственность. Но эта идея имела противников -круг министра внутренних дел В.К.Плеве. По их мнению, подобные преобразования были вредны. Эта группировка выражала интересы помещиков старого, крепостнического закала, которым было выгодно косное, полунищее существование российской деревни; в лице же крестьян-собственников подобные помещики боялись встретить опасных конкурентов. Плеве и его сторонники предполагали решать крестьянский вопрос традиционными методами: сохранить сословную обособленность крестьян, искусственно поддерживая общину, и в то же время всячески усиливать административный и полицейский надзор за деревней. К 1903 г. группировка Плеве одержала победу. "Зубатовщина" в центре внимания царского правительства вновь оказался рабочий вопрос. Наиболее дальновидным представителям власти было ясно, что рабочее движение превращается в революционную силу. В это время определенную поддержку в верхах получил начальник московского охранного отделения С.В.Зубатов. С его точки зрения, забастовки, направленные на повышение заработной платы, сокращение рабочего дня и пр., вполне закономерны: они порождены естественным стремлением рабочих улучшить свое тяжелое положение. Главную задачу Зубатов видел в том, чтобы удержать рабочее движение в рамках этой экономической борьбы, лишить его политической направленности, нейтрализовать то влияние, которое имели на пролетариат революционеры-интеллигенты. А для этого, представителям власти необходимо было взять рабочее движение под свой контроль. В 1901-1903 гг. в Москве стали возникать общества "взаимного воспомоществования рабочих"; открывались чайные - своеобразные рабочие клубы; в Историческом музее для рабочих читались лекции о легальных организациях западноевропейского пролетариата - кассах взаимопомощи, кооперативах, профсоюзах и пр. Самое же главное - зубатовские "общества" стали вмешиваться в конфликты между рабочими и предпринимателями.

Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.) воз­главлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деяте­лем России рубежа XIX-XX вв.

Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для госу­дарства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. В очередной раз страна оказалась перед выбором пути выхода из кризиса.

Один из этих путей заключался в демократизации режима, в глубоких социальных структурных изменениях, в предоставлении личной свободы населению и более широких возможностей для раз­вития рыночных отношений и частного предпринимательства. Но в таком случае царизм должен был если не расстаться полностью, то существенно поступиться своей властью, а это было для него не­приемлемо. Оппозиционные же царизму силы, выражавшие такую альтернативу, в то время были крайне слабы и распыленны и не могли оказать какого-либо влияния на характер внутренней поли­тики. Царизм использовал традиционную для него политику, сво­дившуюся к дальнейшему усилению государственного вмешатель­ства в экономику, к более широкому использованию монетаристких способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобра­зований.

Значение Витте как финансиста, экономиста и государствен­ного деятеля и заключалось в том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно осу­ществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и же­лезнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г. - более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюд­жета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десяти­летии он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от го­сударственной собственности, увеличения косвенных налогов и бо­лее широкого использования прогрессивного налога с прибыли пред­приятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квар­тирного и на городскую недвижимость. Более того, некоторые пря­мые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохо­зяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были умень­шены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции.

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и креп­ких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Про­дажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пре­бывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и об­служивавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. На­оборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появи­лась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

Винная монополия являлась самой эффективной, но не един­ственной мерой для пополнении казны и косвенного обложения на­рода. Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на товары повседневного массово­го потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.

В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансо­вой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обме­на бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой ре­формы осознавалась предшественниками Витте по Министерст­ву-Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, они предпринимали неко­торые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизи­руя финансы и накапливая золотой запас. Витте со свойственной ему решительностью и последовательностью довел их дело до кон­ца. Прежде всего он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреж­дены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права произво­дить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. С русской биржи были удалены аген­ты иностранных банков. Чтобы реформа для общества не была шо­кирующей, было позволено до официального решения о реформе производить финансовые операции с использованием золотого об­ращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей.

Лишь после таких подготовительных мер Витте в 1896 г. официаль­но поставил вопрос о денежной реформе в высших инстанциях.

Реформа, предполагавшая девальвацию на 1/3 кредитного рубля, затрагивала интересы широких слоев населения, но прежде всего интересы аграриев, экспортировавших зерно. Она подверглась резкой критике со стороны правой печати и Государственного со­вета. Автор реформы обвинялся в злостном намерении поставить государство на грань финансового банкротства. Возможность ре­формы допускалась критиками Витте лишь при условии обмена кредитного рубля на золотой в соотношении один к одному. Выска­зывалось также опасение, что золото в результате реформы осядет у населения в кубышках или хуже того - окажется за границей.

Денежная реформа, как и ряд других виттевских "непопуляр­ных" мер по улучшению финансов и промышленности, ложивших­ся дополнительным гнетом на население, была осуществлена ука­зом царя, который был издан в 1897 г. в определенной мере чрез­вычайным путем, без соблюдения тогдашнего законодательного порядка, минуя Государственный совет. Реформа понижала золо­тое содержание рубля на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золотом. На 1/3 уменьшался вес золотого рубля. Суще­ствовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превраща­лись в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом. Поскольку осуществленная реформой деваль­вация носила скрытый характер, то сама реформа была реализова­на сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после деваль­вации существенного изменения товарных цен.

Денежная реформа имела очень большое значение. Она поста­вила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми ев­ропейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. гос­подствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов.

В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти. Против этого выступали некоторые русские предприниматели, национал-патриотическая печать, а в правящих верхах такие влиятельные консервативно-охранительные деятели, как председатель Комитета министров И. П. Дурново, товарищ ми­нистра внутренних дел В. К. Плеве и государственный контролер П. Л. Лобко.

С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими "небогато наше отечество", убе­ждал царя в том, что "необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов". Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам вла­деть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыс­лами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых. В этом вопросе Витте добился лишь час­тичного успеха. В 1899 г. "высочайшим повелением" подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к уча­стию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности, с целью "удешевления" произ­водившихся ею продуктов.