Последствия безработицы для национальной экономики. Экономические и социальные последствия безработицы в россии

1.Причины инфляции:внутренние и внешние
2.Социально-экономические последствия инфляции
3.Из истории инфляции
4.Система антиинфляционных мер
5.Можно ли победить инфляцию полностью и окончательно?
6.Особенности инфляции в России
7.Плюсы и минусы инфляции
8. Взаимосвязь инфляции и безработицы

1.Решение главных вопросов экономики направлено на: 1) борьбу с безработицей; 2) эффективное использование и

распределение ресурсов;

3) повышение потребительского спроса;

4) снижение уровня конкуренции в отдельных отраслях.

2. Одной из причин безработицы является:

1) ограничение розничной торговли;

2) спад производства;

3) увеличение числа частных предприятий;

4) усиление конкуренции среди производителей.

3. Какое из проявлений характеризует распределение как
сферу экономики:

1) заключение предпринимательской сделки;

2) посещение молодёжной ярмарки вакансий;

3) увеличение государственных расходов на социальные программы;

4) изготовление оборудования для автомобильного салона?

4. Верны ли следующие суждения о собственности?

А. Многообразие форм собственности создаёт условия для реализации экономической свободы.

Б. Господство частной собственности в экономике обеспечи­вает единство и гармонию общественных и личных интересов.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верно А и Б;

4) неверны оба суждения.

5. Найдите в приведённом ниже списке проявления, ха­рактеризующие распределение как сферу экономики, и обведите цифры, под которыми они указаны:

1) посещение научной библиотеки;

2) заключение торговой сделки;

3) увеличение государственных расходов на занятость;

4) установка нового производственного оборудования;

5) выплата пособий семьям на детей.

6.Установите соответствие между объектами и формами
собственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, под-
берите соответствующую позицию из второго столбца.

Объект собственности

Форма собственности

1) пограничная застава

А) государственная

2) районная поликлиника

Б) частная

3) швейный кооператив

В) муниципальная

4) национальный природный заповедник

5) семейное кафе

1) Цель государства в рыночной экономике

а)Экономический рост и стабильность цен.
б)Полная занятность
в)Экономическая свобода.
г)Всё вышеперечисленное.
2)Выбери верное утверждение
а) Государство может выполнять свои функции,даже если отменить налоги.
б)Государство решает экономические и социальные проблемы зв счет бюджета, в который поступают деньги от налогов.
в)Налоги не нужны.
г)Налоговые лбготы необходимы всем.
3)Примером товара(услуги) общественного пользования может служить:
а) Светофор на дороге.
б)Услуги портного.
в)Организация торгов на бирже.
г)Нет правилььного ответа.
4)Бюджет состоит:
а) Их доходов
б) Из расходов
в)из налогов
г)из доходов и расходов
помогите плиииз умоляюююю

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. В чём заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства? Чем объясняется неравенство доходов? Какие возможны экономические меры социальной поддержки населения? Что такое предпринимательская деятельность?

Рыночная экономика – это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Основные особенности капиталистической экономики:

Частная собственность

Свобода предпринимательского выбора

Конкуренция

Опора на рыночную систему

Ограниченная роль государства

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, являются:

Повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

Усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной

Конкурентоспособности России и ее регионов;

Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

Формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвращения экономических кризисов;

Регулирование кредитно-денежной системы страны;

Развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

Защита и охрана всех видов собственности;

Формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

Помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

Охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг.

Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящихся в их собственности факторов производства.

Неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Например, один оказался удачливым золотоискателем и нашёл золотую жилу. Другому богатый родственник по завещанию оставил крупную сумму денег. Третий разорился в результате наводнения. Четвёртый потерял работу и стал безработным. Пятый получил инвалидность и стал нетрудоспособным.

Помощь социально не защищённым группам населения государство осуществляет прежде всего через социальные выплаты и социальное обслуживание. Программы социальной помощи предполагают безвозмездные выплаты стипендий, пенсий, пособий нуждающимся. Социальные выплаты включают также систему льгот для особо нуждающихся групп населения. В России граждане, достигшие пенсионного возраста, получают пенсию по старости (мужчины - с 60 лет, женщины - с 55 лет). Существуют также пенсии по инвалидности, за выслугу лет и др. Некоторые категории населения получают льготы, например на проезд в транспорте, приобретение лекарств, оплату коммунальных услуг.

Предпринимательство, предпринимательская деятельность - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

Вопрос 2. Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее - умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Оба труда важны. Без физического труда не построишь дом, без умственного труда не спроектируешь этот дом. Например, в профессии «хирург» совмещаются и умственный и физический труд.

Подросток может совмещать учебу и работу.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Вопрос 3. Как изменяется труд в рыночной экономике? Какое влияние эти изменения могут оказать на занятость работников в условиях конкуренции работодателей?

Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями. Создание системы государственных гарантий, социальной защищённости граждан от безработицы. Нужно ускорить процесс формирования. Инфраструктуры рынка труда, где для наёмных работников должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где существовала бы конкуренция не только работников, но и работодателей.

Вопрос 4. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещён». Трудовой кодекс РФ (ст. 2) признаёт право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

С развитием рыночных отношений в обществе на смену общественному и коллективному труду приходит преимущественно частный индивидуальный труд. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа.

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (в частности, свобода принятия решения о найме и использовании работников) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник обладает свободой выбора наиболее выгодного варианта приложения своего труда) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Это способствует возникновению такого связанного с занятостью явления, как безработица. Она является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира.

Безработица - положение в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное занятие).

Занятость - деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, доход. К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (например, предприниматели, фермеры), избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений. Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но стремящиеся найти работу и состоящие на учёте в службе занятости.

Вопрос 6. Как определить уровень безработицы в стране?

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности трудоспособного населения, выраженное в процентах:

Численность трудоспособного населения уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6%. В российской экономике, переживающей рыночную перестройку, этот показатель претерпел серьёзные изменения, связанные с нестабильным развитием экономики (чередование периодов спада и подъёма).

Вопрос 7. Чем вызвана безработица?

Одна из причин безработицы связана с изменением потребительского спроса на товары и услуги. Это влечёт за собой соответствующие изменения в производстве: применение новых технологий, свёртывание старых производств, совершенствование рабочих мест (например, повышение их технической оснащённости). Многие виды товаров исчезают, спрос на одни профессии уменьшается, на другие, включая новые, увеличивается.

Безработными в первую очередь становятся работники, чья профессия, квалификация и опыт не соответствуют технической перестройке производства. Чтобы включиться в процесс производства, работнику приходится переучиваться или повышать квалификацию. Бухгалтер, привыкший работать с калькулятором, лишится работы с внедрением на его предприятии компьютеров. Он будет безработным, пока не освоит компьютерные программы или не получит иную профессию.

Другая причина безработицы связана с поиском или ожиданием получения рабочего места гражданином. Среди безработных есть те, кто впервые ищет работу. Например, выпускник колледжа или вуза может числиться безработным, пока не найдёт места, соответствующего его специальности и уровню подготовки. Другие вынуждены менять работу. Причины смены работы бывают разные: поиск лучших условий труда и его оплаты, потеря интереса к профессии, увольнение, переезд на другое место жительства и т. п.

Безработица может быть вызвана таким явлением в развитии экономики, как спад производства (например, в условиях экономического кризиса). Он характеризуется сокращением производства и потребления. С сокращением выпуска продукции происходит увольнение ранее занятых работников и сокращение рабочих мест.

Экономисты также связывают некоторый уровень безработицы с особенностями производства в определённое время года. Они отмечают так называемую сезонную безработицу. Она вызвана изменением объёмов производства в отдельных отраслях экономики. Например, в сельском хозяйстве или в рыболовной отрасли в связи с сезонным характером деятельности.

Вопрос 8. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия. Экономисты при расчёте потерь от существующего уровня безработицы учитывают следующее: расходы Государственного фонда занятости на выплату пособий зарегистрированным безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога).

Основная экономическая цена безработицы - несозданный продукт, что влечёт снижение общего объёма производимых в стране экономических благ. Рост безработицы ведёт также к сокращению потребительского спроса. Напомним, что зарплата - один из основных источников дохода большинства граждан и их семей. Отсутствие этого источника вынуждает их сокращать до минимума свои расходы. Всё это препятствует росту благосостояния всех граждан страны.

Для общества и отдельных граждан важна и социальная сторона безработицы. Человек лишается важного источника дохода - заработной платы, а нередко теряет и квалификацию. В результате снижения доходов из-за безработицы происходит падение благосостояния граждан. Размер пособия по безработице не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги.

Безработица - серьёзное испытание для самого безработного. Он теряет, как правило, чувство уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение, может ухудшиться его физическое и психическое состояние. Особенно опасна безработица среди молодёжи, чья недостаточная профессиональная подготовка или отсутствие специальности затрудняет решение проблемы трудоустройства. В этих условиях некоторая часть молодёжи может выбрать для удовлетворения своих потребностей образ жизни, не связанный с трудовыми усилиями, и пополнить преступную среду.

Вопрос 9. Как государство обеспечивает занятость?

Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы.

Правительство России решает эти задачи в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации». Для обеспечения занятости государство стремится снизить уровень безработицы, принимая следующие меры: создание условий для переподготовки и повышения квалификации работников (деятельность центров профориентации, учебных центров), предоставление информации о потребностях фирм в работниках и содействие в трудоустройстве безработных (ярмарки вакансий, молодёжные биржи труда, поддержка изданий по вопросам трудоустройства). Меры по сглаживанию негативных последствий безработицы: профессиональное обучение безработных, выплата пособий по безработице, организация общественных работ.

Основными путями поиска новой работы, как подтверждают многие исследования, являются средства массовой информации, Федеральная государственная служба занятости, получение информации от друзей и знакомых, непосредственное обращение к работодателю.

Особенно в поддержке государства нуждаются самые молодые работники. Для помощи молодёжи государство предоставляет льготы по уплате налогов фирмам, использующим преимущественно труд молодых, создаёт центры обучения по наиболее востребованным профессиям.

Развивающиеся рыночные экономические отношения (рынок труда, свобода выбора, реальная безработица) требуют специальных усилий со стороны общества для оказания помощи подросткам и юношеству в профессиональном самоопределении. Образовательные организации стремятся оказать информационную и психолого-педагогическую поддержку будущим выпускникам школ, колледжей в решении карьерных вопросов. Учащимся необходимо осуществлять выбор оптимального варианта нахождения своего места в обществе с ориентацией не только на сегодняшний день, но и на ближайший прогноз развития страны, своего региона.

Вопрос 10. Бывшие одноклассники на школьном вечере встреч делились жизненными успехами и планами. Алексей - студент дневного отделения университета. Женя - домохозяйка, воспитывающая ребёнка. Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Татьяна, искавшая работу в прошлом году, прекратила безуспешные поиски, но по-прежнему хочет устроиться на работу.

Кто из четверых считается безработным? Поясни свой выбор.

Дмитрий не работает и состоит на учёте в городской службе занятости. Он считается безработным.

Безработный – человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по не зависящим от него причинам.

Вопрос 11. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Экономические последствия: снижение уровня доходов семей; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги;

Социальные последствия: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; рост преступности в стране.

Вопрос 12. Рыночная экономика развивается таким образом, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

При безработице формируется "резерв" рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

Вопрос 13. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера, высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знания, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наёмные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

Требования: Знание иностранного языка, чаще всего английского; Опыт работы по данной специальности; Знание компьютера, пи необходимости; Высшее или среднее профессиональное образование; Какие-нибудь удостоверения или права (например: водительские); гражданство РФ или временное место жительство.

Знания организационный работы, и ее взаимодействия с другими службами; умение самостоятельно разобраться (например в документах) и решить проблемы.

Опыт работы: чем больше стаж, тем лучше.

Безработица представляет собой социальное и экономической явление, где трудоспособная часть населения не может то есть не может найти к своему труду применение. Причинами безработицы могут быть многие факторы, самая главная причина - это превышение числа людей, которые хотят найти работу, над числом рабочих имеющихся мест.

В результате того, что люди пытаются, но выявляются последствия безработицы. Существуют два понятия последствия безработицы - социальное и экономическое.

Социальное последствие безработицы говорит о том, что в этом случае трудовые ресурсы недоиспользованы. Общество стремиться к тому, чтобы его ресурсы полностью обеспечивали реализацию производственного потенциала. Другими словами можно сказать, что привлечение ресурсов не полностью сказывается негативно для общества, здесь нарушается принцип, который необходимо эффективно использовать. Безработица может отразиться на всей экономической стороне страны. Также, безработица способна нанести психологическую травму людям, которые остались без работы. Эти люди ощущают себя неполноценными и ненужными, лишними в обществе. Не зря врачи утверждают, что последствия безработицы оказывают негативное влияние на психическое и физическое состояние людей, они начинают испытывать недомогание, головные боли и бессонницу.

Безработица очень сильно влияет на молодых людей, которые заканчивают учебные заведения. Отучившись, молодежь старается найти для себя подходящую по квалификации работу, но, между тем, они получают отказ из-за отсутствия профессиональной подготовки.

Некоторые специалисты утверждают, что последствия безработицы могут зайти до такого момента, как смерть или тюрьма. Это комментируется тем, что безработные люди, которые состоят в психологическом негативном настрое, настроены крайне пессимистично и могут принять сторону криминогенной среды. Именно поэтому в каждой стране проблема безработицы стоит на первом месте. К последствиям безработицы -можно отнести - снижение доходов в семье, обострение семейных отношений и социальная напряженность в обществе.

С точки зрения экономической стороны, последствия безработицы приводят к серьезным социальным и экономическим издержкам. Самое главное негативное последствие - это нерабочее состояние граждан, которые трудоспособны, а это, в свою очередь, ведет к сокращению экономического потенциала. Таким образом, можно сказать, что безработица тормозит развитие общества, а также способствует недоиспользованию А в результате этого снижается рост экономики, останавливается рост увеличения ВНП.

На Западе, такое понятие, как безработица типы и ее последствия, рассматривают с нескольких сторон:

Безработица может возникнуть как следствие слишком высокой оплаты за труд;

Если возникает низкий спрос на работников;

Если рынок труда не гибкий и обусловлен спецификой товара как рабочая сила.

Безработицы типы и ее последствия бывают нескольких форм:

Фрикционная или текучая безработица, отражающая которая связана с переменой места жительства, рабочего места и другими направлениями.

Структурная безработица, которая является последствием текучей безработицы. Здесь перестройки происходят не только в компании, но и в целой стране. Текучесть рабочей силы увеличивается тогда, когда создаются новые пропорции, меняется взаимосвязь и распределяются рабочие места. Структурная безработица - очень тяжелая форма, здесь затраты на переквалификацию людей, изменение образования и предоставление учреждений для повышения квалификации, очень высоки.

Институциональная безработица возникает тогда, когда работа организации не эффективна.

Образуется в результате депрессии или кризиса.

Добровольная безработица, когда сами безработные не хотят работать.

Когда люди работают неполный день, а остальную часть рабочего времени находятся в вынужденном отпуске.

Где работники работают у себя дома лишь на некоторые сезоны, в остальное время остаются безработными.

Таким образом, негативные последствия безработицы - это явление, с которыми необходимо тщательно бороться, ведь от этого зависят жизни и дальнейшее взаимоотношение людей.

Подумай : Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее - умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего: зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Каждый человек ставит перед собой различные цели, в том числе экономические. Например, получить профессию, иметь устойчивый источник средств к существованию, возможность отдыха и др. Осуществление этих целей во многом зависит от желания и способности человека трудиться. Каждый ли имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего ему места работы нет?

Безработица - спутник рыночной экономики. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. В статье 37 Конституции РФ указано: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен». Трудовой кодекс РФ (ст. 2} признает право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

При командной экономике было монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало стопроцентную занятость населения и в этих целях поддерживало даже убыточные предприятия.

С развитием рыночных отношений в обществе на смену общественному и коллективному труду приходит преимущественно частный индивидуальный труд. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. (Вспомни организационно-правовые формы фирм и особенности труда в них.)

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер.

На современном этапе экономического развития государству выгодно стимулировать самостоятельную, активную деятельность граждан по обеспечению собственной занятости. С этой целью и создана Федеральная государственная служба занятости населения. Ее главная задача - создать условия для реализации личностью своей инициативы и творческих способностей. В частности, задача службы занятости - снять препятствия, мешающие людям сохранить пли приобрести рабочее место: отсутствие информации о профессиях и рабочих местах, нехватка квалификации, ограниченная трудоспособность, семенные обстоятельства и т. д. В целях создания условий для самозанятости в нашей стране принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело, обеспечив себя и свою семью средствами для существования.

Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройстве.

Проверь себя

1. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

3. Как определить уровень безработицы в стране?

4. Чем вызвана безработица?

5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

6. Как государство обеспечивает занятость?

В классе и дома

1. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Впиши перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.

2. Рыночная экономика развивается таким образам, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

3. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера , высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знание, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наемные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

4. Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?». Среди ответов преобладали следующие: ориентироваться в выборе на профессию, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Чтобы ты добавил к этим ответам? Обсуди вопрос с одноклассниками.

"" Говорят мудрые

«В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней но личному опыту».

Л ж. Гэлбрейт (р. 1908), американский экономист.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 1.1 - Социальные последствия безработицы

Примечание - Источник:

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

    Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

    Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 1.2 - Экономические последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня

Недопроизводство национального дохода

Снижение налоговых поступлений