Отменен ли транспортный налог в. Причины недовольства автовладельцев

Транспортный налог отнесён к региональным платежам. Отмена транспортного налога — прерогатива законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Вопрос об отмене этого налога поднимается уже не первый год. Так, Федерация автовладельцев последовательно, начиная с 2008 года, выступает за его отмену. Предлагается перенести платёж в цену бензина и других нефтепродуктов, считая это более справедливым распределением налоговой нагрузки. В этом случае автовладельцы будут платить платёж по принципу «кто больше ездит, тот больше платит».

Позже отмену транспортного налога в 2016 году предложили депутаты Госдумы И.В. Лебедев, А.А. Смирнов, А.Н. Диденко, Я.Е. Нилов, А.Б. Курдюмов. Депутаты в ноябре 2015 года обратились в Госдуму с проектом федерального закона № 937952-6 . Правительство не поддержало его в представленной редакции, отметив, что полная отмена ТН приведёт к появлению выпадающих доходов бюджетов регионов в сумме 146,2 млрд рублей на 2016 год. Однако данный законопроект находится до сих пор на рассмотрении.

В мае 2016 года аналогичный законопроект (№ 1072817-6) направил в Госдуму депутат В.Н. Тетёкин. Свою инициативу депутат объясняет следующим:

  • некоторые автовладельцы ездят редко, а платят наравне со всеми;
  • установлен высокий уровень акцизов, уплата которых ложится на плечи собственников транспорта. С апреля ставка этих косвенных платежей повысилась в очередной раз с начала 2016 года.

Законопроект, предполагающий отмену транспортного налога в 2016 году, был возвращён автору, так как Правовое управление Госдумы усмотрело основание для получения заключения Правительства РФ на данный законопроект, а оно приложено не было.
Очередная попытка отмены транспортного налога предпринята в середине 2016 года. Депутаты Госдумы В.Ф. Рашкин и С.П. Обухов внесли на рассмотрение в нижнюю палату законопроект № 1094376-6 . Депутаты просят признать утратившими силу.

Инициатива депутатов об отмене налога транспортного налога в 2016 году не нашла поддержки со стороны Минфина России.

Проект отправлен на рассмотрение в Госдуму. Намерение депутатов отменить транспортный налог посчитали в профильном ведомстве «нецелесообразным».

Транспортный налог формирует дорожный фонд, а его отмена скажется на федеральном бюджете и он может не справиться с новой нагрузкой. Министерство также считает отмену налога «нецелесообразным решением».

Транспортный налог считается региональным налогом и идет на формирование дорожного фонда, который распределяется на строительство дорог регионального и федерального значения. Отмена транспортного налога в 2016 году даст неподъемную нагрузку на федеральный бюджет. Ранее Минфином было предложено изменить ставки для легковых и грузовых автомобилей, а также пересмотреть ставки для яхт и гидроциклов, тем самым повысить доходы бюджетов.

Депутат от партии КПРФ Вячеслав Тетекин является автором законопроекта. Он предлагает отменить транспортный налог, так как поддерживать доходы бюджета можно с помощью акцизов на бензин. С апреля 2016 года акцизы на бензин подорожали на 2 рубля за литр, на дизельное топливо — на 1 рубль за литр.

Свою позицию об отмене транспортного налога объясняет тем, что на сегодня возросла налоговая нагрузка на автовладельцев. Транспортный налог не соответствует принципу социальной справедливости, так как не все граждане пользуются своим транспортом круглый год, У кого-то он на длительном ремонте или же стоит годами неподвижно, а налог все равно должен платить.

А если налог включить в стоимость бензина, то арифметика будет проста - сколько поездил, столько и заплати. Кроме того ставка на транспортный налог зависит из расчета 10 рублей за 1 лошадиную силу, тем самым налог может достигать до 10 % стоимости самого транспорта.

Самый дорогой транспортный налог в Сахалинской области и в Республики Марий Эл, там он составляет 25 рублей за 1 лошадиную силу. А в Ингушетии и Чечни самый низкий тариф - 5 рублей за лошадиную силу. Полученный транспортный налог направляется в дорожные фонды. Объем федерального дорожного фонда составил 619 млрд. рублей, из которых 181 млрд. направлено на строительство дорог.

На сегодня в России на 1000 жителей приходится около 289 автомобилей. Однако производство новых автомобилей в России ежегодно снижается. И что в итоге получается - бюджет не сможет выдержать новой нагрузки, а перевозчик в условиях кризиса выдержит все!

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Постоянная информация в СМИ о судьбе транспортного налога в ближайшее время вводит в недоумение огромное количество автовладельцев. До сих пор ситуация остаётся достаточно запутанной и нерешенной. Многие уполномоченные люди уверены в необходимости отмены данного налога, в то время как практически все представители экономической сферы правительства с ними не согласны и выступают категорически против подобных реформ. Так, состоится отмена транспортного налога в ближайшие годы или нет? Давайте рассмотрим ситуацию более подробно, учтя все аспекты подобной реформы.

Суть проблемы

Стоит понимать, что на данный момент транспортный налог - достаточно значимый источник пополнения бюджета российского правительства, ежегодно приносящий ему около 150 миллиардов рублей. Несмотря на резонность его существования для государства в условиях столь непростой экономической обстановки, данный метод сбора средств имеет некоторые подводные камни.

Многие профессиональные аналитики говорят, что полностью отменить транспортный налог в сегодняшних реалиях нереально , как минимум до тех пор, пока кризис не отступит. Но нелишним будет отметить возможность внесения в законодательство РФ правки, которые значительно облегчат жизнь автовладельцу нашей страны в плане оплаты сбора в государственную казну.

Транспортный налог - денежные средства, взымаемые государством с людей за наличие у них автомобиля. Ежегодно его платят все жители России, кто пользуется каким-либо транспортным средством. Сумма для оплаты формируется из ряда показателей:

Внимание! Общие принципы оплаты налога на транспорт зависят от места проживания автомобилиста.

Подобная мера сбора средств была введена в далёком 2003 году. На тот момент она была необходимой для того, чтобы улучшить дороги и повысить ответственность автовладельцев. Несмотря на такую функциональную полезность, с течением времени появлялось всё больше и больше недовольных данным законопроектом, каждый из которых выделял те или иные недостатки в нём. К примеру, к наиболее значимым упущениям в формировании налога относят обязательность платы за любую зарегистрированную на вас машину, вне зависимости от её состояния. Законодательство обязует выплатить налог даже в тех случаях, если машина даже не эксплуатируется.

Также к серьёзным упущениям законопроекта можно отнести его высчитывание от мощности автомобиля и суммирование с акцизом на топливо. Последнее делает из транспортного налога своеобразную «двойную» плату, которая, кстати, существует только в нашей стране.

Учитывая такие неблагоприятные факторы, неудивительно, что большинство автовладельцев выступает за отмену налога или смягчение условий его выплаты. Вдобавок ко всему большие «смуты» наводит отсутствие пользы от сбора, ведь состояние дорог и качество бензина в России оставляют желать лучшего. Именно поэтому отмена транспортного налога в 2016-2017 годах столь бурно обсуждается среди автообщественности.

Потенциальные альтернативы транспортному налогу

Как было отмечено ранее, чиновники в правительстве разделились на два лагеря: кто за упразднение или даже отмену налога и те, кто против. Что касается первых, то они достаточно серьёзно подошли к данному вопросу, разработав ряд пробных образцов улучшенного законопроекта.

Наиболее успешный вариант, как видится на данный момент, это организация сбора средств в акциз на топливо. Данное нововведение сделает транспортный налог существенно меньше, а также снизит количество выплачиваемых средств со стороны тех автовладельцев, которые нечасто эксплуатируют свой автомобиль. То есть будет работать принцип: сколь ездишь - столько и платишь. Справедливо, не правда ли?

К сожалению, идеальных схем не существует, поэтому и указанный выше проект устраивает далеко не всех. Основные противники подобного упразднения транспортного налога - это главы регионов, в которых автомобили мало эксплуатируемы. Они боятся за серьёзное перераспределение в финансировании своих регионов, что неблагоприятно скажется на их экономическом состоянии. Также многие выделяют невозможность осуществления косвенной отмены акциза, так как из-за нестабильной стоимости топлива количественная выплата налога будет постоянно меняться и в основном в большую сторону.

Более приземлённый, но не менее противоречивый вариант «отмены» транспортного налога - это отказ от существующих мер расчёта, исходя из мощности мотора. Инициаторы нового законопроекта предлагают высчитывать сумму налога в зависимости от экологических характеристик машины. То есть принцип такой: чем безопасней транспорт для экологии - тем меньше платишь государству. Однако уровень жизни в нашей стране не может позволить осуществить подобную практику, так как не все социальные слои населения могут позволить себе купить автомобиль, полностью соответствующий современным экологическим нормам.

Реальна ли отмена или упразднение транспортного налога в ближайшие годы

В последнее время вопрос об отмене налоговых обложений на транспорт особенно актуален. Виной тому является нестабильность экономики России. Первые разговоры о потенциальных изменениях в данном аспекте законодательства прозвучали в 2015 году, когда представители партии ЛДПР предложили провести его отмену. Но встречен правительством он был отрицательно, в феврале 2016 года получив официальный отказ к рассмотрению.

Да, недостатков в данном налоге достаточно, чтобы его если не отменить, то хотя бы упразднить. Однако правительство не может пойти на такой серьёзный шаг, так как налоговые сборы с транспорта собирают около 150 миллиардов рублей ежегодно, что существенно пополняет казну РФ. Отмена законопроекта означает огромные убытки, что просто нереально для сегодняшней экономической ситуации.

Совет! На данный момент позиция власти относительно отмены или хотя бы упразднения транспортного налога непоколебима: пока кризис не отступит — ждать изменения в законодательстве не стоит. Таким образом, делаем вывод, в 2016 или 2017 годах ждать отмены налоговых обложений на машину не стоит.

Исходя из последних новостей, можно выделить пару положительных моментов для автовладельцев в данной ситуации:

  • Транспортный налог будет точно снижен для автомобилей массой более 12 тонн.
  • Не исключено принятие некоторых послаблений для других классификаций автомобилей, но, к сожалению, значительными они не будут.

В заключение, констатируем, что закон об отмене транспортного налога в ближайшие годы принят точно не будет. Платить обложение в 2017 году придётся всем владельцам автомобилей. Однако позиция правительства к данному вопросу достаточно оптимистична, так как она показывает наличие желания отменить или упразднить налог на транспорт, но только в момент стабилизации экономической обстановки.

Предложение об отмене с 1 января 2016 года было высказано в Госдуме. Реальная ли отмена транспортного налога в 2016 году в России?

Аргументы «за» отмену

Сторонники инициативы приводят следующие аргументы за отмену налога с транспортных средств:

  • Низкая собираемость — не более 50%. При этом регионы не имеют возможности эту собираемость увеличить.
  • Основой для расчета является мощность двигателя, что нельзя назвать справедливой оценкой — не учитывается вес авто и интенсивность его использования. В случае если автомобиль просто стоит в гараже, налог платить все равно приходится, что противоречит целевому назначению самого налога – «на ремонт и содержание дорог».
  • В качестве замены предлагается повысить акцизы на бензин или ввести экологический сбор.

Аргументы «против» отмены

  • Сам транспортный налог – местный, а региональные бюджеты и так «латают дыры».
  • При текущем состоянии дорог бросить их «на произвол судьбы» не представляется возможным – без денежных вливаний через год от них ничего не останется. Повышение же топливного сбора может привести к .
  • Объем федерального дорожного фонда на 2016 год — 558 млрд. рублей. Это 4% всех . Для того чтобы отменить налог на транспорт, нужно эти деньги заместить. При заложенном бюджетном дефиците в 3% ВВП такой шаг маловероятен.

Что в итоге?

Тема транспортного налога не нова. Она тянется аж из 2012 года, когда за его отмену высказался президент Владимир Путин. С тех пор законопроекты регулярно вносятся в Госдуму, однако какого-то положительного движения в этом направлении отмечено не было.

Последнее время в России все ждут отмену транспортного налога. Что это за сбор и к чему приведет такая мера?

Транспортный налог

Транспортный налог – это сбор регионального уровня, который ежегодно платят владельца транспортных средств. На федеральном уровне установлены определенные размеры налоговых ставок, которые могут меняться законами субъектов Федерации. Изменения возможны в большую или меньшую сторону максимум в десятикратном размере.

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
2,5
3,5
5
7,5
15
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 1
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 2
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 4
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 6,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 2,5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 5
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200

Для легковушек с мощностью до 150 лошадок отсутствует ограничение уменьшения размера ставок по транспортному налогу.

Изменения 2015 года

В этом году для физических лиц было введено послабление на уровне федеральных законов. Регионам было запрещено менять срок уплаты налога для этих налогоплательщиков. Срок определили датой 1 октября следующего за оплачиваемым года.

Но такое изменение законодательства не достигло своей цели. Россияне считают транспортный налог слишком обременительным и настаивают на его отмене. В странах Европы действует принцип «пользователь платит, когда ездит», который собираются применить и в России.

Законопроект об отмене транспортного налога планируют внести на обсуждение в Государственную Думу в 2016 году. Он предполагает полную отмену действия 28 главы Налогового кодекса РФ, а также изменения 56 и 179.4 статей Бюджетного кодекса РФ.

На что заменят транспортный налог

Полная отмена транспортного налога привела бы к серьезным потерям бюджета. Сбор пополняет дорожные фонды, из которых средства распределяются на ремонт и строительство дорожного полотна. Учитывая состояние российских дорог, отменить какие-либо сборы в дорожные фонды невозможно.

Потому транспортный налог плавно распределят по другим статьям. А именно, планируется:

  • увеличить акцизы на топливо;
  • ввести налог на экологический вред (загрязнение окружающей среды отходами транспортных средств);
  • добавить иные сборы.

Акцизы на топливо

Для пополнения региональных дорожных фондов акциз на горючее будет распределен на федеральный и региональный бюджет.

Повышение цен на бензин приведет к удорожанию грузоперевозок. Это, в свою очередь, скажется на повышении стоимости продуктов, бытовых товаров и любых товаров и средств, поступающих посредством перевозок.

Таким образом, транспортный налог будут «выплачивать» все граждане Российской Федерации, независимо от наличия у них транспортных средств.

Эконалог

Экологический налог могут ввести в довесок к повышению акцизов на топливо. Этот сбор будет ежегодно взиматься с владельцев транспорта, а его размер будет зависеть от возраста авто и присвоенного ему экологического класса.

Ставка этого налога будет, соответственно, высокой для владельцев старых машин, и существенно низкой для тех, чьи авто недавно сошли с конвейера и разработаны по новейшим экологическим технологиям.

Другие сборы

Заместитель главы Министерства транспорта Николай Асаул сообщил о некоторых разрабатываемых идеях по увеличению дорожных фондов в обход транспортного налога. Они заключаются в следующем:

  • взимать плату за проезд транспорта с нагрузкой на ось более 3,5 тонн;
  • взимать такую плату с каждой тонны груза при снижении стоимости проезда одного километра;
  • увеличить страховые тарифы для владельцев маршруток, как самых злостных нарушителей ПДД;
  • ввести для перевозчиков требования по обслуживанию на базах с медицинским и техническим контролем;
  • ввести реестр обслуживающих перевозчиков сертифицированных баз.

В Государственной Думе также предлагают ввести минимальную квоту по количеству авто в парке перевозчика по аналогии с авиаторами.

Порядок оплаты задолженности по ТН

Транспортный налог будут отменять в несколько этапов. Скорее всего, сначала этому подвергнут лишь несколько регионов в тестовом режиме, чтобы определить, насколько серьезным окажется такое нововведение и какие принципиальные моменты стоит проработать подробнее.

Пока транспортный налог окончательно не отменен, говорить об оплате задолженности по нему преждевременно. Однако на законодательном уровне должен быть урегулирован порядок, сроки и способы погашения такой задолженности. Для этого, вероятно, будут приниматься дополнительные нормативные акты.

Итоги

Отмена транспортного налога не снизит бремени его оплаты, а лишь распределит по всему населению страны. Более того, исключение налога из бюджета приведет к поиску новых способов пополнения казны. Как следствие, появятся новые налоги и сборы, которые могут оказаться еще более обременительными и жесткими.