Основные причины структурных изменений в экономике. Структурные изменения в экономике

1. КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ................................... 3

2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ............................................................................ 6

2. 1. Адаптивная функция культуры.............................................................. 6

2. 2. Сигнификативная функция..................................................................... 7

2. 3. Познавательная (гно­сеологическая) функция........................................ 8

2. 4. Коммуникативная функция культуры.................................................. 10

2. 5. Интегративная функция культуры........................................................ 12

2. 6. Нормативная (регулятив­ная) функция.................................................. 12

2. 7. Аксиологическая функция.................................................................... 14

2. 8. Функция социализации и инкультурации............................................. 15

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 18

1. КУЛЬТУРА КАК ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Понятие «культура» трактуется в отечественной и зарубежной науч­ной литературе неоднозначно. Разобраться во множестве его смысловых оттенков и определений, а также понять, что же все-таки представляет собою культура, нам поможет знание возможных вариантов использова­ния этого понятия в истории.

Больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли. Но память об этом до сих пор сохранилась в языке в многочисленных сельскохозяй­ственных терминах - агрокультура, культура картофеля, окультуренные пастбища и т.п.

Уже в I в. до н. э. Цицерон применил это понятие к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом считалось, что признаки культурного человека - это добровольное ограничение своих желаний, спонтанных действий и дурных склонностей. Поэтому термином «культура» тогда обозначали интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие человека и общества, подчеркивая его специфику, выделяя мир, созданный челове­ком, из мира природы.

В повседневной жизни мы обычно вкладываем в слово «культура» одобрение, понимая это слово как некий идеал или идеальное состояние, с которым мы сравниваем оцениваемые факты или явления. Поэтому мы часто говорим о профессиональной культуре, о культуре исполнения не­кой вещи. С тех же позиций мы оцениваем поведение людей. Поэтому стало привычным слышать о культурном или некультурном человеке, хо­тя на самом деле чаще всего мы имеем в виду воспитанных или дурно воспитанных, с нашей точки зрения, людей. Так же иногда оценивают и целые общества, если они основаны на праве, порядке, мягкости нравов, в противовес состоянию варварства. Не стоит забывать также, что в обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

И наконец, мы используем слово «культура», когда говорим о раз­ных народах в те или иные исторические эпохи, указываем на специфику способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода. Поэтому очень часто можно встретить словосочетания - культура Древнего Египта, культура эпохи Возрождения, русская культура и т.д.

В современной отечественной культурологии принято выделять три подхода в определении культуры - антропологический, социологиче­ский и философский.

Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жиз­ни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что куль­тура представляет собой способ существования человечества в виде мно­гочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества.

Социологический подход рассматривает культуру как фактор образо­вания и организации жизни общества. Организующим началом выступает система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но затем они же и определяют развитие этого общест­ва. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим.

Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В русле этого подхода дается не просто описание или перечис­ление явлений культуры, но предпринимается попытка проникнуть в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной дея­тельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения человеческих потребностей.

Также выделяют функциональные определения культуры, характе­ризующие ее через функции, которые она выполняет в обществе, а также рассматривают единство и взаимосвязь этих функций. Например, среди специалистов по межкультурной коммуникации очень популярно ко­роткое, но емкое определение Э. Холла: культура - это коммуникация, коммуникация - это культура. Подобные определения есть и у россий­ских культурологов. Среди них следует назвать одного из крупнейших отечественных философов ММ. Бахтина, автора диалоговой концепции культуры. Он исходит из основополагающей идеи: культура никогда не существует сама по себе, а проявляется только во взаимодействии с дру­гими культурами. У любой культуры есть зритель, или исследователь, причем это не какой-то абстрактный субъект, наблюдающий за куль­турой с позиций бесстрастного автомата, фиксирующего любые ее про­явления.

Таким образом, во всех рассмотренных определениях есть рацио­нальное зерно, каждое указывает на какие-то более или менее сущест­венные черты культуры. В то же время можно указать и на недостатки каждого определения, на его принципиальную неполноту. Как правило, эти определения нельзя назвать взаимоисключающими, но простое сум­мирование их не даст никакого позитивного результата.

Культура - это сущностная характеристика человека, то, что отли­чает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек.

Не вызывает сомнения так­же, что в результате этого преобразования образуется искусственный мир, существенной частью которого являются идеи, ценности и сим­волы. Он противостоит миру природы. И наконец, культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспита­ния и образования, проходящего в обществе, среди других людей.


2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет разнооб­разие ее функций в жизни общества и человека. Но в вопросе о количест­ве функций культуры среди культурологов нет полного единодушия. Тем не менее все они соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции. Сопо­ставление различных точек зрения по данному вопросу позволяет сделать вывод, что к числу основных функций культуры относятся адаптивная, знаковая (сигнификативная), познавательная, информационная, комму­никативная, интегративная, регулятивная, аксиологическая и др.


2. 1. Адаптивная функция культуры

Важнейшая функция культуры - адаптивная, позволяющая челове­ку приспособиться к окружающей среде, что выступает необходимым условием выживания всех живых организмов в процессе эволюции. Но человек не приспосабливается к изменениям окружающей среды, как это делают другие живые организмы, а меняет среду обитания в соответ­ствии со своими потребностями, приспосабливая ее к себе. При этом создается новый, искусственный мир - культура. Иными словами, чело­век не может вести естественный образ жизни, подобно животным, и, чтобы выжить, создает вокруг себя искусственную среду обитания.

Безусловно, полной независимости от окружающей среды человек до­биться не может, так как каждая конкретная форма культуры во многом обусловлена природными условиями. От природных и климатических усло­вий будет зависеть тип хозяйства, жилища, традиции и обычаи, верования, обряды и ритуалы народов.

По мере развития культуры человечество обеспечивает себе все большую безопасность и комфорт. Но, избавившись от прежних страхов и опасностей, человек встает лицом к лицу перед новыми угрозами, которые он создает се­бе сам. Так, сегодня можно не бояться таких грозных болезней прошлого, как чума или черная оспа, но появились новые болезни, такие, как СПИД, от которых еще не найдены лекарства, а в военных лабораториях ждут своего часа другие смертельные болезни, созданные самим человеком. Таким обра­зом, человеку нужно защищаться не только от природной среды обитания, но и от мира культуры.

Адаптивная функция имеет двойственную природу. С одной сторо­ны, она проявляется в создании необходимых человеку средств защиты от внешнего мира. Таковы все продукты культуры, которые помогают первобытному, а позднее и цивилизованному человеку выжить и уверен­но чувствовать себя в мире: использование огня, создание продуктивного сельского хозяйства, медицины и т.д. Это - так называемые специфиче­ские средства защиты человека. К ним относятся не только предметы материальной культуры, но и те специфические средства, которые чело­век вырабатывает для приспособления к жизни в обществе, удерживаю­щие его от взаимного истребления и гибели. Это государственные струк­туры, законы, обычаи, традиции, нормы морали и т. д.

Существуют также неспецифические средства защиты человека - это культура в целом, существующая как картина мира. Понимая культу­ру как «вторую природу», мир, созданный человеком, мы подчеркиваем важнейшее свойство человеческой деятельности и культуры - способ­ность к «удвоению» мира, выделения в нем чувственно-предметного и идеально-образного пластов. Культура как картина мира дает возмож­ность видеть мир не как непрерывный поток информации, а получать эту информацию уже в упорядоченном и структурированном виде.


2. 2. Сигнификативная ф ункция

Культура как картина мира связана с другой функцией культуры - знаковой, сигнификативной, т.е. функцией присвоения имен. Формиро­вание имен и названий очень важно для человека. Если какой-то предмет или явление не названы, не имеют имени, не обозначены человеком, они для нас не существуют. Присвоив название предмету или явлению и оце­нив его, например, как угрожающий, мы одновременно получаем необ­ходимую информацию, позволяющую нам действовать, чтобы избежать опасности. Ведь при маркировании угрозы мы не просто даем ей имя, но вписываем в иерархию бытия.

Таким образом, культура как образ и картина мира представляет со­бой упорядоченную и сбалансированную схему космоса, служа той приз­мой, сквозь которую человек смотрит на мир. Эта схема выражается че­рез философию, литературу, мифологию, идеологию, а также в поступках людей. Содержание ее большинством членов этноса осознается фрагмен­тарно, в полном объеме она доступна лишь небольшому числу специали­стов-культурологов. Основой этой картины мира являются этнические константы - ценности и нормы этнической культуры.


2. 3. Познавательная (гно­сеологическая) функция .

Важной функцией культуры является также познавательная (гно­сеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его дальнейшего позна­ния и освоения. Наиболее полно эта функция проявляет себя в науке и на­учном познании. Разумеется, знания приобретаются и в других сферах куль­туры, но там они являются побочным результатом человеческой деятельно­сти, а в науке получение объективных знаний о мире - главная цель.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской циви­лизации и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания ок­ружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложней­шие системы философии и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные для рациональных европейских умов способы по­знания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (спо­собность предсказывать будущее) и многое другое.

Познавательная функция неразрывно связана с функцией накопле­ния и хранения информации, так как знания, информация выступают результатами познания мира. Естественным условием жизнедеятельно­сти как отдельного человека, так и общества в целом является потреб­ность в информации по самым различным вопросам. Мы должны пом­нить свое прошлое, уметь его правильно оценивать, признавать свои ошибки. Человек должен знать, кто он, откуда и куда идет. В связи с эти­ми вопросами сформировалась информационная функция культуры.

Культура стала специфически человеческой формой производства, нако­пления, хранения и трансляции знаний. В отличие от животных, у которых передача информации от одного поколения к другому происходит в основ­ном генетическим путем, у людей информация кодируется в разнообразных знаковых системах. Благодаря этому информация отделяется от индивидов, добывших ее, приобретает самостоятельное существование, не исчезая после их смерти. Она становится общественным достоянием, и каждое новое по­коление не начинает свой жизненный путь с нуля, а активно осваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Информация транслируется не только во временном аспекте - от поколения к поколению, но и в рамках одного поколения - как процесс обмена опытом между обществами, социальными группами, отдельны­ми людьми. Существуют рефлексивные (осознаваемые) и нерефлексив­ные (неосознаваемые) формы трансляции культурного опыта. К рефлек­сивным формам относятся целенаправленное обучение и воспитание. К нерефлексивным - стихийное усвоение культурных норм, которое происходит неосознанно, путем прямого подражания окружающим.

Социокультурный опыт транслируется посредством действия таких социальных институтов, как семья, система образования, средства массо­вой коммуникации, учреждения культуры. С течением времени производ­ство и накопление знаний идет все более быстрыми темпами. В современную эпоху каждые 15 лет происходит удвоение информации. Таким обра­зом, культура, выполняя информационную функцию, делает возможными процесс культурной преемственности, связь народов, эпох и поколений.


2. 4. Коммуникативная функция культуры

Очень важна коммуникативная функция культуры. Ни одну сколь­ко-нибудь сложную задачу человек не может решить без помощи других людей. Без общения с себе подобными человек не может стать полноцен­ным членом общества, развить свои способности. Посредством комму­никации происходит координация сложных действий, становится воз­можной сама общественная жизнь.

При этом природа не наделила человека способностью устанавли­вать эмоциональные контакты, обмениваться информацией без помощи знаков, звуков, письма. Поэтому для общения с себе подобными человек создал различные средства культурной коммуникации. Информация мо­жет передаваться вербальными (словесными), невербальными и паравербальными способами. К невербальным средствам коммуникации от­носятся мимика, жесты, позы, дистанция общения с другими людьми, информация, которая передается через различные материальные пред­меты. Так, большое количество информации может быть передано с по­мощью одежды людей, особенно форменной. К паравербальным средст­вам коммуникации относятся темп речи, интонации, громкость, артику­ляция, высота голоса и т.п.

Сам процесс коммуникации очень сложен. Информация вначале должна быть закодирована, т.е. облечена в какую-либо символическую форму. Затем, при передаче по каналам коммуникации, возможны поме­хи и потеря части информации. При получении послания адресатом оно должно быть раскодировано, причем в силу различий в представлениях о мире, а также индивидуальном опыте отправителя и получателя сообще­ния раскодирование идет с погрешностями. Поэтому коммуникация ни­когда не бывает успешной на 100% - большие или меньшие потери не­избежны. Эффективность коммуникации обеспечивается целым рядом культурных условий, таких, как наличие общего языка, каналов передачи информации, соответствующей мотивации, этических, семиотических правил, которые в итоге определяют, кому, что, когда и как мы можем сообщить и от кого и когда ждать ответного сообщения.

Развитие форм и способов коммуникации является важнейшим аспек­том формирования культуры. На ранних этапах истории человечества воз­можности коммуникации ограничивались прямыми контактами между людьми, когда для передачи информации им приходилось сближаться на расстояние прямой видимости и слышимости. Постепенно люди стали нахо­дить возможность увеличить дальность коммуникации с помощью специ­альных приспособлений. Так появились сигнальные барабаны и костры. Но их возможности ограничивались передачей лишь нескольких сигналов. Поэтому важнейшим этапом в развитии культуры стало изобретение письмен­ности, позволившее передавать сложные сообщения на большие расстояния.

В современных условиях стремительное расширение коммуникатив­ных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации, т.е. к процессам глобализации. Эти процессы стимулируют интенсивный прогресс средств коммуникации - непрерывно растет число информа­ционных потоков, способных связать все более и более отдаленные друг от друга уголки Земли, возрастает скорость передачи информации. И од­новременно углубляется взаимопонимание людей, рождая в их душах со­чувствие и сопереживание «чужим» горестям и радостям.


2. 5. Интегративная функция культуры

Интегративная функция культуры близка к коммуникативной: куль­тура объединяет народы, социальные группы и государства, т.е. любые со­циальные общности. В основе единства таких групп лежат: общий язык, единая система ценностей и идеалов, а отсюда - общность взглядов на мир, а также общие нормы, регулирующие поведение людей. Так возни­кает чувство родства, общности с людьми - членами твоей группы, в противовес другим людям, которых мы воспринимаем как «чужих». В результате весь мир делится на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». Как правило, человек испытывает большее доверие к «своим», чем к «чу­жим», говорящим на непонятном языке и ведущим себя, с нашей точки зрения, неправильно. Поэтому коммуникации между представителями разных культур всегда затруднены, велик риск ошибок, порождающих конфликты и даже войны.

Тем не менее в последнее время в связи с процессами глобализации, развитием средств массовой информации и коммуникации межкультур­ные контакты расширяются. Во многом этому способствует и современ­ная массовая культура, делающая доступным большому числу людей в разных странах книги, музыку, достижения науки и техники, моду и т.п. Особенно большую роль в этом процессе играет Интернет.

Таким образом, можно сказать, что интегративная функция куль­туры, наряду с коммуникативной, помогает сплочению не только отдель­ных социальных и этнических групп, но и всего человечества в целом.


2. 6. Нормативная (регулятив­ная) функция

Огромную роль в жизни общества играет нормативная (регулятив­ная) функция культуры. Любые человеческие общности нуждаются в ре­гулировании поведения составляющих их индивидов. Это необходимо для сохранения равновесия внутри самой общности и для выживания каждого отдельного индивида. Продукты культуры, которыми распола­гает человек, очерчивают поле его возможной деятельности, позволяют прогнозировать развитие событий. Но они не определяют, как должен действовать человек в той или иной ситуации. Каждый сознательный и ответственный человек совершает поступки, опираясь на нормы и требования к поведению людей, которые исторически сложились в обществе и четко закрепились в нашем сознании и подсознании.

Собственно регулятивная функция культуры проявляется как систе­ма норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности - труде, быте, семейных, межгрупповых, меж­национальных, межличностных отношениях. Нормы могут быть как разрешительными, так и запретительными. В каждой культуре приняты свои нормы поведения. Посредством этих норм культура регулирует, ко­ординирует действия отдельных людей и социальных групп, находит оп­тимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях. Высший из них представляют мораль и ее нормы, которые же­стко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирую­щих институтов, а нарушение норм морали встречает резкое осуждение со стороны общества. Другой уровень регуляции представлен нормами права, которые подробно излагаются в конституциях и законах разных стран. Их соблюдение контролируется с помощью специально созданных институтов - суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система. Еще один уровень нормативной функции - обычаи и традиции. Они представ­ляют собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Они, как правило, принимают форму определенного стерео­типа, сохраняют свою устойчивость и консервативность на протяжении столетий, несмотря ни на какие общественные изменения. Наконец, низшим уровнем регуляции выступают нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. Этот уровень нормативности включает широкий круг требований - на­чиная с напоминания о необходимости соблюдать элементарную опрят­ность, кончая общими требованиями к духовному миру человека.


2. 7. Аксиологическая функция

Ценностные ориентации людей связаны с аксиологической (оценочной) функцией их культуры. Поскольку степень значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности людей неодинако­ва, формируется определенная система ценностей общества или соци­альной группы. Ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели в соответствии с критерием их полезности для жизни человека. Ценности служат фундаментом культуры, помогая обществу и каждому человеку отделить хорошее от плохого, истину от за­блуждения, справедливое от несправедливого, допустимое от запретного-

Отбор ценностей происходит в процессе практической деятельно­сти. По мере накопления опыта ценности формируются и исчезают, пе­ресматриваются и обогащаются. У разных народов понятия о добре и зле различны, именно ценности обеспечивают специфичность каждой куль­туры. То, что важно для одной культуры, может быть совсем не важно для другой. У каждого народа формируется своя пирамида, иерархия ценно­стей, хотя сам набор ценностей носит общечеловеческий характер. Мож­но условно разделить (классифицировать) основные ценности на:

витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, си­ла и т.д.;

социальные - положение в обществе, статус, труд, профессия, лич­ная независимость, семья, равенство полов;

политические - свобода слова, гражданские свободы, законность, гражданский мир;

моральные - добро, благо, любовь, дрркба, долг, честь, бескоры­стие, порядочность, верность, справедливость, уважение к стар­шим, любовь к детям;

эстетические - красота, идеал, стиль, гармония, мода, самобыт­ность.

Многие из названных выше ценностей могут отсутствовать в той или иной культуре. Кроме того, каждая культура по-своему представляет те или иные ценности. Так, идеалы красоты достаточно сильно отличаются у разных народов. Например, в соответствии с идеалом красоты средне­векового Китая аристократки должны были обладать крохотной нож­кой. Желаемого добивались с помощью мучительных процедур бинтова­ния ног, подвергая им девочек с пяти лет, в результате чего эти женщины становились калеками.

С помощью ценностей люди ориентируются в мире, обществе, опре­деляют свои поступки, свое отношение к окружающим. Большая часть людей считают, что стремятся к добру, правде, любви. Разумеется, то, что кажется добром для одних людей, может оказаться злом для других. И это вновь свидетельствует о культурной специфичности ценностей. Мы всю свою жизнь выступаем «оценщиками» окружающего мира, опи­раясь на собственные представления о добре и зле.


2. 8. Функция социализации и инкультурации.

Важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс усвоения человече­ским индивидом определенных знаний, норм и ценностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем социа­лизация обеспечивает стабильность общества. В обществе, как и в приро­де, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умира­ют. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыс­лить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст­ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведе­ние на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вооб­ще взрослые. Детство - важнейший период социализации, именно в дет­стве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за­канчивается. Она - процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколе­ние культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по­лучил название инкулътурация.

Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают актив­ную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необ­ходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности - будь то музыкальные или художествен­ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем - все равно, станет ли это профессией или заня­тием в часы досуга.

Приведенная классификация основных функций культуры - одна из возможных. Однако в любой классификации (по каким угодно основаниям) разграничение функций культуры будет достаточно услов­ным. Ведь в реальной жизни все функции тесно переплетены и практиче­ски представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культур­ную динамику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

2. Ионин А.Г. Социология культуры. М., 2004.

3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

4. Культура и культурология: Словарь. М., 2003.

5. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова и др. М., 2005.

6. Культурология. XX век.: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

7. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. М., 2001.

8. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2000.

9. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007.

10. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.

Каждый человек, как и каждое поколение, приходит в мир, находящийся на определенном уровне развития культуры. Чтобы жить в данном мире, человеку необходимы все культурные завоевания, достигнутые обществом. Они адаптируют человека в мире, приспосабливают ᴇᴦο к действительности, помогая ему осуществлять свою жизнедеятельность. Культура предлагает каждому систему действий, которые связывают ᴇᴦο с окружающей действительностью, пути и способы решения встающих перед ним проблем. Общество в целом перед лицом каких-либо катаклизмов (экологический кризис, разрушительная война, эпидемия и т. д.) черпает в культуре силы, способы и формы своего возрождения и дальнейшего развития. Например, в начале Средневековья - в V-VI веках, которые именуются “темными”,- разрушительная мощь варварских племен уничтожила почти все достижения античного мира, города лежали в руинах, были утрачены многие ремесла, а то, что не успели сделать варвары, довершили эпидемии. Европа вернулась к деревянной сохе и другим примитивным орудиям труда, снова возобновилось деревянное строительство. Но культурная память человечества позволила восстановить, развить и улучшить жизнь европейских народов. Уже в период правления Карла Великого (742-814), не погнушавшегося учиться грамоте в 40 лет и собравшего при своем дворе многих ученых Востока и художников, удалось возродить многие завоевания европейской культуры.

2. Познавательная функция

Каждая вещь, созданная людьми, представляет собой опредмеченное знание. Для того, чтобы правильно воспользоваться вещью, нужно сначала распредметить это знание и сделать ᴇᴦο своим (освоить). Таким образом, любая деятельность человека становится источником познания. Кроме того, в обществе существуют формы сохранения знания˸ мораль хранит знания о человеческих отношениях; искусство и религия делают попытки - каждая в своей форме - дать системное знание о мире; и, наконец, наука рассматривает сущностные стороны и связи мира. Культура позволяет успешно осваивать эти формы знания в любой сфере деятельности.

3. Коммуникативная функция

Обычно термин коммуникация (лат. communicatio < communico “делаю общим, связываю, общаюсь”) понимают как общение. Дело в том, что общение “включает в себя непосредственный контакт одного человека с другим”, “элемент личных взаимоотношений, живой обмен чем-то (например, информацией, деятельностью)” . Эта форма отношений в обществе представляет собой частный случай коммуникации. Но имеются и другие уровни таких отношений - общение между поколениями, народами, эпохами во времени и пространстве. Именно культура делает такое общение возможным и продуктивным. Культура сохраняет в себе формы и способы общения и передача информации, предлагает определенные традиции, накопленный опыт, нормативы, идеалы и другое. Можно сказать, что культура коммуникабельна в противоположность бескультурью, для которого взаимодействие с миром выражается в разрушительной или враждебной форме, в том или ином конфликте, а потому невозможно или затруднено.