Налоговый период при усно признается. Отчетность организации, применяющей упрощенную систему налогообложения

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО, упрощенка) является одним из шести режимов налогообложения, возможных к применению на территории РФ. УСН относится к так называемым специальным режимам налогообложения, предусматривающим пониженную налоговую ставку и упрощенный порядок ведения налогового и бухгалтерского учета.

Что такое УСНО

УСНО представляет собой специальный режим налогообложения, добровольно применяемый на территории России, как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Особенностью данной системы налогообложения (далее н/о) является упрощенный налоговый и бухгалтерский учет, а также замена основных налогов традиционной системы н/о одним – единым.

Плюсы

  • Возможность учета уплаченных страховых взносов при расчете платежей по УСНО.

При этом на УСН учесть при расчете аванса можно взносы, уплаченные в более ранних кварталах, так как авансовые платежи и налог считаются нарастающим итогом с начала года. На ЕНВД же учесть можно страховые взносы, уплаченные только в том квартале, за который рассчитывается налог, а на патентной системе н/о взносы вообще не учитываются при расчете стоимости патента.

  • Применение на всей территории РФ, в отношении практических всех видов деятельности;

Также как и общий режим н/о упрощенка применяется по всем видам деятельности налогоплательщика, а не по отдельным, как вмененка или патент. Также, территориально не ограничивается применение УСН, в отличие от ЕНВД, запрещенного к применению в ряде регионов (например, в г. Москве) и ПСН, установленной также не во всех регионах и не по всем видам деятельности.

  • Уплата аванса или налога осуществляется исходя из наличия налогооблагаемой базы (доходов или разницы между доходами и расходами);

Налог платится по фактической прибыли и, соответственно, если доходов нет вообще, то налог платить не нужно, в отличие от ЕНВД, где налог платится по вмененному доходу или патента, который приобретается также исходя из вмененного, а не фактического дохода.

  • Возможность применения налоговых каникул впервые зарегистрировавшимся ИП по определенным видам деятельности;

Упрощенцы, так же как и ИП на патенте, могут применять налоговые каникулы в первые два года после регистрации в отношении некоторых видов деятельности. Для предпринимателей на вмененке и традиционном режиме таких льгот для налогоплательщиков не предусмотрено.

  • Сдача отчетности раз в год;

В отличие от общего и вмененного режима, где отчетность сдается раз в квартал или месяц (НДС, налог на прибыль ЕНВД), декларацию на упрощенке необходимо сдавать раз в год. Но, на патенте отчетность не сдается вообще.

  • Ставка на объекту н/о может быть существенно (вплоть до нуля) снижена региональным властями;

Региональные власти могут снизить ставку по объекту «доходы» с 6% до 1%, а ставку по объекту «доходы минус расходы» с 15% до 5%. На вмененке ставка тоже может быть снижена, но только до 7,5%.

  • Размер налога, не индексируется на коэффициенты, в связи с чем его размер зависит только от доходов и расходов налогоплательщика.

На ЕНВД и ПСН ежегодно происходит изменение коэффициентов-дефляторов для расчета налога, в связи с чем, их размер каждый год изменяется, хоть и не существенно.

Минусы

Минусов у упрощенки значительно меньше, чем у других режимов, но они все же имеются:

  • Лимит сотрудников и предельного дохода

Упрощенка, как и любой спецрежим, проигрывает общей системе в лимите сотрудников и предельном доходе, позволяющем применять данный режим.

Упрощенная система налогообложения (УСН) в 2019 году

Средняя оценка 5 (100%), оценили 1

Упрощённая система налогообложения является особой системой является особым режимом налогообложения, право пользования которым предоставлено не всем предпринимателям. В статье расскажем про право на применение УСН, поможем определиться руководителям бизнеса в возможности применения УСН в своей деятельности.

Кто имеет право применять УСН

Все вопросы, касающиеся упрощённой системы налогообложения, регулируются главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Упрощённая система налогообложения предполагает освобождение налогоплательщика от ряда налоговых выплат:

Налоги, от которых освобождены налогоплательщики УСН Пояснение
Юридические лица
Налог на прибыль Исключение:
  • лица, контролирующие иностранные компании (п.1.6 ст.284 НК РФ);
  • операции с некоторыми видами долговых обязательств (п.4 ст.284 НК РФ)
Налог на имущество Исключение: объекты недвижимости, налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости
НДС Исключение:
  • импорт товаров;
Физические лица (ИП)
НДФЛ Исключение:
  • доходы в виде дивидендов (п.3 ст.284 НК РФ);
  • стоимость выигрышей, призов в части, превышающей 4000 рублей;
  • проценты от доходов по вкладам в банках на территории РФ;
  • экономия на процентах при получении заёмных средств в части, превышающей сумму процентов исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (в рублях) и 9% над суммой процентов (в валюте);
  • доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием;
  • доходы от использования денежных средств в потребительских кооперативах.
Налог на имущество физических лиц В отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

Исключение: объекты недвижимости, налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости

НДС Исключение: импорт товаров;

осуществление операций в рамках договора простого товарищества, инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом, концессионного соглашения (ст.174.1 НК РФ)

В уведомлении указывается:

  • выбранный объект налогообложения;
  • остаточная стоимость основных средств;
  • размер доходов на 01 октября текущего года.

Необходимо заметить, что предприниматель подаёт не заявление, а уведомление в налоговый орган, т.е. он самостоятельно берёт на себя всю ответственность за принятое решение.

Подавать уведомление можно, начиная с 01 октября и вплоть до 31 декабря, но применять УСН можно начинать лишь с 01 января следующего года. Вновь созданные организации, желающие применять УСН, обязаны уведомить налоговые органы в 30-дневный срок с даты регистрации.

Пример 1. Индивидуальный предприниматель Доходный Д.Д. получил свидетельство о постановке на учёт в качестве налогоплательщика 10.03.2017 г. Уведомить налоговые органы о переходе на УСН ему придётся не позднее 07.04.2017 г. Налоговые органы, в свою очередь, никаких уведомлений о применении организацией или предпринимателем УСН не предоставляет.

В случае необходимости подтверждения принятого решения о переходе на «упрощёнку» лучше запросить информационной письмо, которое в обязательном порядке будет предоставлено ФНС. Перейти с упрощённой системы налогообложения на другую возможно лишь по окончании налогового периода. Таким образом, предпринимателю прежде, чем уведомлять налоговые органы о переходе на УСН, необходимо принять взвешенное решение.

Кто не имеет права применять УСН

Упрощённую систему налогообложения не имеют права применять следующие организации (индивидуальные предприниматели) (ст.346.12 НК РФ):

  • организации с филиалами;
  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации, ведущие деятельность по добыче и реализации полезных ископаемых;
  • организации, ведущие деятельность по производству подакцизных товаров;
  • организации, ведущие деятельность по проведению азартных игр;
  • нотариусы и адвокаты, ведущие частную деятельность;
  • организации, перешедшие на сельскохозяйственный налог;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%;
  • организации с количеством работников более 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн. рублей;
  • казённые и бюджетные учреждения;
  • организации, не уведомившие налоговые органы о переходе УСН в срок до 31 декабря или не позднее 30 календарных дней после постановки на налоговый учёт для вновь созданных организаций;
  • микрофинансовые организации;
  • частные агентства занятости населения.

Когда можно утратить право на применение УСН

Право применения УСН могут утратить предприниматели в случаях, если:

  • по истечение налогового периода доходы превысили 150 млн.рублей;
  • средняя численность сотрудников превысила 100 человек;
  • остаточная стоимость основных средств составила более 150 млн.рублей.

Об утрате права применения УСН налогоплательщик обязан уведомить налоговые органы в течение 15 дней после завершения отчётного периода (первый квартал, полугодие, девять месяцев), т.е. сообщить необходимо в срок:

  • до 15 апреля;
  • до 15 июля;
  • до 15 октября.

Декларацию в данном случае необходимо предоставить не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом, т.е.:

  • до 25 апреля;
  • до 25 июля;
  • до 25 октября.

Пример 2. ООО «АБВ», ведущее деятельность, подлежащую УСН, прекратило своё существование 18 марта 2017 г. Сдать декларацию в налоговый орган и произвести уплату налога необходимо в срок до 25 апреля 2017 года.

Кто и на каких условиях может применять УСН

Налогоплательщик имеет право применять УСН при условии, что соблюдаются следующие требования:

  • не нарушаются правила применения УСН, указанные в ст.346.12 в отношении видов деятельности организации (перечень указан в разделе «Кто не имеет права применять УСН?» данной статьи);
  • доля участия сторонних организаций не превышает 25%
  • средняя численность сотрудников не более 100 человек в год;
  • остаточная стоимость основных средств на 01.01.2017 г. не превышает 150 млн.рублей;
  • сумма доходов не превышает 150 млн.рублей за 9 месяцев от начала налогового периода.

Пример 3. ООО «АБВ» в отчётном периоде за первый квартал 2017 года указывает доход, равный 152 млн.рублей. Таким образом, ООО «АБВ» обязано со 2 квартала начать вести свою деятельность в соответствии с общей системой налогообложения. Если ООО «АБВ» добровольно не изъявит желание сменить систему налогообложения – его в принудительном порядке обяжут работать в соответствии с общей системой налогообложения.

Критерии упрощённой системы налогообложения

Для того, чтобы принять решение о переходе на упрощённую систему налогообложения – предпринимателю необходимо очень чётко понимать критерии УСН:

Сроки сдачи отчётности и уплаты налога при УСН

Расчёт налога при УСН производится нарастающим числом от предыдущего и учитывается в авансовых платежах, итоговый платёж будет исчислен в налоговой декларации. Сроки уплаты авансовых платежей не зависят от статуса налогоплательщика (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель):

Срок сдачи налоговой декларации за налоговый период и уплаты окончательно исчисленного налога зависит от статуса налогоплательщика:

Налоговая декларация подаётся после окончания налогового периода, т.е. в следующем календарном году.

Список законодательных актов регулирующих право

Список законодательных актов:

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Наша организация является довольно крупной в области по количеству рабочих мест. Мы соответствуем все критериям, позволяющим применять УСН, но в 1 квартале средняя численность сотрудников составила 60 человек, во 2 квартале 80 человек, в 3 квартале 110 человек. Означает ли это то, что мы должны переходить на общий режим налогообложения с 4 квартала?

Для упрощённой системы налогообложения отчётные периоды следующие: первый квартал, полугодие, девять месяцев. В соответствии с данными периодами Вам необходимо определить среднюю численность работников за девять месяцев, что составит (60 + 80 + 110) / 3 = 83 человека. Таким образом, средняя численность работников за девять месяцев составила 83 человека, что позволяет Вам продолжить работу на УСН.

Вопрос №2. Мы планируем переход на УСН, но смущает один факт – влияет ли стоимость скамеек, газонов, т.е. объектов внешнего благоустройства на ограничение стоимости основных средств?

Объекты внешнего благоустройства в бухгалтерском учёте принимаются на баланс организации в качестве основных средств, но амортизации в налоговом учёте они не подлежат. В связи с этим при проведении расчёта стоимости основных средств с целью перехода на УСН объекты внешнего благоустройства не учитываются.

Вопрос №3. Должны ли мы при подсчёте средней численности сотрудников учитывать внешних совместителей?

При подсчёте средней численности сотрудников Вы обязаны не только учитывать внешних совместителей, а ещё и работников, с которыми у Вашей организации заключены договоры гражданско-правового характера на период выполнения работ. Таким образом, средняя численность сотрудников организации будет состоять из количества:

  • штатных сотрудников;
  • внешних совместителей;
  • сотрудников, принятых на период выполнения определённого вида работ.

Упрощенная система налогообложения — один из специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Упрощенная система налогообложения для ООО в 2019 году характеризуется уменьшением уплаты налогов и более простым порядком ведения отчетности. Т. е. применение УСН позволяет существенно снизить налоговую и административную нагрузку на организацию.

Именно по этой причине этот режим налогообложения очень популярен среди вновь открывшихся организаций, а также ИП.

В нашем сегодняшнем материале рассмотрим порядок применения УСН для ООО в 2019 году.

Какие ООО не могут применять УСН?

В соответствии с НК РФ, такая деятельность не подпадает под действие УСН:

  1. Банки и страховые организации.
  2. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
  3. Производители сельскохозяйственных товаров.
  4. Инвестиционные и пенсионные фонды.
  5. Ломбарды.
  6. Организации, которые работают с ценными бумагами.
  7. Предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых.
  8. Производители подакцизной продукции.
  9. Компании, занимающиеся игорным бизнесом.
  10. Для перехода на УСН в 2019 году за 9 месяцев 2018 года доходы должны составлять не более 112,5 млн рублей.
  11. Лимит годового дохода при УСН 150 млн. рублей в 2018 году.
  12. Размер остаточной стоимости основных средств превысил 150 млн рублей в 2018 году.
  13. Казенные и бюджетные организации.
  14. Иностранные компании.
  15. Участники соглашений о разделе продукции (ООО).
  16. Микрофинансовые организации.

Как ООО перейти на УСН?

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. ООО может подать заявление о переходе на УСН одновременно с документами на регистрацию ООО или в течение 30 дней после регистрации. В противном случае ООО будет автоматически осуществлять свою деятельность на более сложном режиме ОСНО (Общая система налогообложения).

Уведомление о переходе на УСН подается в двух экземплярах. Для того чтобы применять УСН со следующего года, нужно подать уведомление в период с 1 октября по 31 декабря текущего года. Таким образом, перейти на «упрощенку» можно только один раз в год.

Виды УСН

Существует два объекта налогообложения УСН:

  • «доходы» (максимальная ставка 6%);
  • «доходы минус расходы» (максимальная ставка 15%).

Переходя на УСН, организации самостоятельно выбирают приемлемый объект налогообложения — «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов».

От каких налогов освобождается ООО на УСН?

УСН освобождает организации от ряда налогов, заменяя их единым налогом. УСН для ООО в 2019 году отменяет следующие налоги:

  • налог на прибыль;
  • НДС (кроме таможенного);
  • налог на имущество (кроме объектов, налоговая база по которым определяется по их кадастровой стоимости).

Формула расчета налога

Налог УСН в зависимости от объекта налогообложения рассчитывается по таким формулам:

Налог УСН доходы = Фактический доход (общий оборот за период) X 6%.

Налог УСН доходы минус расходы = Фактический доход (общий оборот за период) — расходы X 15%.

Сроки уплаты УСН

В течение года ООО обязаны не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является квартал, производить авансовые платежи. При этом отчетность подавать не нужно. Таким образом, организации должны произвести три платежа в текущем году:

1. За первый квартал (с 1 по 25 апреля).
2. За полугодие (с 1 июля по 25 июля).
3. За 9 месяцев (с 1 октября до 25 октября).

В следующем году производится уплата налога по УСН. В учет принимаются ранее внесенные авансовые платежи. Крайний срок уплаты налога совпадает с подачей декларации по УСН (до 31 марта следующего года).

Отчетность ООО на УСН

1. Декларация УСН

Организации подают один раз в год декларацию по УСН в налоговую инспекцию (не позднее 31 марта). В случае если деятельность не велась, подается письмо об отсутствии деятельности и нулевая декларация по УСН.

2. Данные о среднесписочной численности сотрудников

Ежегодно до 20 января ООО предоставляют сведения о среднесписочной численности сотрудников. Если организация была только что зарегистрирована, эти данные необходимо подать не позже 20 числа следующего месяца.

3. Отчетность ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ВЗНОСАМ НА СТРАХОВАНИЕ

Ежеквартально ООО предоставляют отчетность в ФНС по форме РСВ:

  • в бумажном варианте - не позднее 30 числа месяца следующего за окончанием квартала;
  • в электронном виде - не позднее 30 числа месяца следующего за окончанием квартала.

Т.е. независимо в какой форме сдается форма РСВ, сдать ее надо до 30-го дня месяца, следующего после окончания каждого из периодов: 1-го квартала, полугодия, 9-ти месяцев и полного года.

Отчет РСВ включает в себя данные по начисленным взносам на пенсионное, медицинское страхование, а также по взносам в связи с временной нетрудоспособностью и материнством.

4. Отчетность в ФСС

В 2019 году ежеквартально не позднее 20 числа следующего за окончанием квартала месяца подается форма 4-ФСС в бумажном варианте; до 25 числа в электронном виде. За 1 квартал 2019 года необходимо представить в ФСС отчет по форме 4-ФСС до 20 апреля 2019 года в бумажном виде и до 25 апреля 2019 года в электронном виде. В случае отсутствия деятельности, подается нулевая отчетность с приложенным письмом о том, что деятельность не велась.

С 2017 года отчет 4-ФСС подается в ФСС по новой форме в сокращенном виде. В нем будут отражены только данные взносов на травматизм, данные по взносам на временную нетрудоспособность и в связи с материнством включены в единый расчет по страховым взносам, передаваемого в ФНС. Срок сдачи нового отчета в ФСС до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца в бумажном варианте; до 25 числа в электронном виде.

Подтверждение основного вида деятельности - ежегодно до 15 апреля, года следующего за отчетным.

Если последний день срока сдачи отчетов приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то отчет, декларацию и т.п. можно сдать в ближайший следующий за ним рабочий день.

5. Отчетность в ПФР

С апреля 2016 года введена новая ежемесячная отчетность в ПФР по форме СЗВ-М . В 2019 году срок ее сдачи - до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Книга учета доходов и расходов (КУДиР) для ООО

Все организации, применяющие УСН, должны вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР). С 2013 года книгу не нужно заверять в налоговой инспекции. КУДиР можно заполнять от руки или в электронном виде.

Основные правила заполнения книги:

1. С каждого нового налогового периода заводится новая КУДиР.
2. Книга, которая ведется в электронном виде, по окончании периода распечатывается.
3. Все страницы должны быть пронумерованы, а сама книга — прошнурована.
4. Количество страниц указывается на последнем листе и заверяется подписью руководителя и печатью ООО.
5. Исправления в КУДиР вносятся новой строкой.
6. Сведения, вносимые в книгу, отражаются кассовым методом — по факту оплаты (расхода) денежных средств.

Подводя итоги, следует отметить, что УСН для ООО в 2019 году — наиболее оптимальный вариант для небольших компаний. Данная система налогообложения подойдет тем, кто не хочет тратить время на заполнение огромного количества документов и хочет сократить свои налоги и прочие затраты.

Вместе с гордым званием «предприниматель», у вас появились новые обязанности в части уплаты налогов, сдачи отчетности и соблюдения прочих требований законодательства. Как не запутаться в законодательстве и не ошибиться? Эта инструкция, я надеюсь, поможет не растеряться и самоорганизоваться «юному» предпринимателю на начальном этапе. Рассмотрим ситуацию, когда:

  1. ИП трудится самостоятельно без привлечения работников;
  2. Оплата за услуги ИП поступает на счет ИП (ИП не принимает наличные денежные средства и ему не требуется применять ККТ);
  3. Обороты ИП далеки от предельного размера, превышение которого лишает ИП права применять УСН.

Если по итогам отчетного (налогового) периода «упрощенец» превысит лимит доходов 150 млн. руб., он лишится права применять УСН (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

1. Какие налоги платит ИП

На самом деле УСН (налоговая база — доходы) представляется одной из самых простых систем налогообложения. От ИП требуется минимум усилий по ведению учета и расчета налогов.

ИП, выбравший УСН (налоговая база — доходы), уплачивает УСН по ставке 6% (субъект РФ может ее снизить для некоторых видов деятельности). При этом ИП освобождается от уплаты НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности, НДС и налога на имущество (за исключением объектов недвижимости, которые облагаются налогом на имущество в особом порядке, исходя из их кадастровой стоимости). ИП не ведет бухгалтерский учет.

Для того, чтобы рассчитать облагаемую сумму доходов, ИП обязаны вести учет доходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (ст. 346.24 НК РФ). Форма такой Книги утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н. Книга представляет собой реестр документов, на основании которых определяется сумма доходов. Также в книге фиксируется оплата страховых взносов, уменьшающая сумму налога. Основной источник данных для заполнения Книги нашего юного предпринимателя — это выписка по расчетному счету за соответствующий период.

КБК по УСН «доходы» 6% — 18210501011011000110.

Шаблон для заполнения платежного поручения можно сформировать с помощью сервиса на сайте nalog.ru: https://service.nalog.ru/payment/payment.html . Плательщику нужно выбрать вид платежа и сервис предложит КБК.

Кроме того, ИП должен уплачивать за себя суммы страховых взносов в ПФ РФ и ФФОМС РФ:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:

— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года , 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

— в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, — в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период . При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта (26 545 * 8 = 212 360 руб.);

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Фиксированным платежом признается вся сумма: 26 545 + 1% от суммы превышения 300 000 + 5 840.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются ИП не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Сумму, которую следует заплатить до конца года, можно уплатить сразу всю или перечислять их частями. Например, раз в квартал в сумме, относящейся к текущему кварталу.

Если наш ИП зарегистрировался не с начала года, то ему нужно заплатить страховые взносы в меньшем размере, а именно — пропорционально дням с даты регистрации ИП до конца года.

Например, ИП зарегистрировался 20 февраля. Следовательно, период с даты регистрации до конца года составляет 10 месяцев и 9 дней. Сумма страхового взноса по сроку до 31 декабря составит:

Сумма за 10 месяцев = (26545 5840) *10/12 = 26 987,50 руб.

Сумма за 9 дней февраля = ((26545 5840)/12) * 9/28 = 867,46 руб.

Итого = 27 854,96 руб.

КБК фиксированного взноса на ОПС — 182 102 02140 06 1110 160.

КБК фиксированного взноса на ОМС — 182 102 02103 08 1013 160.

2. Как определить сумму доходов, которые включаются в налоговую базу

Для целей исчисления «упрощенного» налога доходы считаются полученными на дату, когда вы фактически получили деньги (например, на банковский счет). Такой метод признания доходов называется кассовым. Это означает, что суммы полученной предоплаты ИП включает в сумму облагаемых доходов. Если договор расторгается и нужно возвратить полученный аванс, то сумма возврата отражается в Книге учета доходов и расходов со знаком «-» в том периоде, когда произведен возврат.

Однако, по мнению Минфина РФ, если аванс (предоплата по договору) возвращается покупателю (заказчику) в налоговом периоде, в котором у «упрощенца» не было доходов, то налоговую базу на сумму аванса уменьшить невозможно (Письма Минфина России от 30.07.2012 N 03-11-11/224, от 06.07.2012 N 03-11-11/204). Т.е. по итогам года сумма доходов не может оказаться < 0 в результате отражения операций по возврату авансов.

Хорошая новость! Не все зачисления денежных средств подлежат отражению в книге учета доходов и включению в расчет налога. Не включаются в облагаемые доходы, в частности, следующие зачисления:

  1. Средства, полученные по договорам кредита или займа, а также средства, полученные в счет погашения таких заимствований;
  2. Доходы, облагаемые по другим налоговым ставкам (дивиденды, купоны по облигациям и т.п.);
  3. Доходы, облагаемые в рамках других систем налогообложения (НДФЛ, ЕНВД, патент и т.п.);
  4. Поступления, которые по своей сути не являются доходами: денежные средства, полученные при возврате бракованного товара, денежные средства, ошибочно перечисленные контрагентом или ошибочно зачисленные банком на расчетный счет налогоплательщика, и т.п.

Пример отражения доходов в книге:

Доходы, учитываемые

Расходы, учитываемые
при исчислении налоговой базы

20.03.2018 № 3

Предоплата по договору от 20.03.2018 № 1

25.03.2018 № 4

Предоплата по договору от 25.03.2018 № 2

26.03.2018 № 5

Предоплата по договору от 26.03.2018 № 3

Итого за I квартал

Дата и номер первичного документа

Доходы, учитываемые
при исчислении налоговой базы

Расходы, учитываемые
при исчислении налоговой базы

09.04.2018 № 10

Предоплата по договору от 09.04.2018 № 4

22.04.2018 № 6

Возврат предоплаты в связи с расторжением договора от 20.03.2018 № 1

Итого за II квартал

Итого за полугодие

3. Когда следует уплачивать налог

Налог по итогам года подлежит уплате предпринимателем в бюджет — не позднее 30 апреля следующего года (для организаций установлен иной срок).

В течение года ИП должен платить авансовые платежи — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, перечислить налог (авансовый платеж) нужно не позднее чем в ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

4. Как рассчитать сумму платежа

Авансовые платежи рассчитываются на основании доходов, полученных за соответствующий отчетный период нарастающим итогом.

Авансовый платеж = налоговая база за отчетный период нарастающим итогом * 6% .

Сумма платежа по итогам отчетного периода = Авансовый платеж по итогам отчетного периода — уплаченные страховые взносы за отчетный период — авансовые платежи, уплаченные в текущем году ранее.

Сумма налога по итогам года рассчитывается следующим образом:

Налог к доплате (возврату) = Налоговая база за год * 6% — уплаченные страховые взносы за налоговый период — авансовые платежи, уплаченные в текущем году ранее.

Пример

ИП применяет УСН с объектом налогообложения «доходы» с общей ставкой налога при данном объекте в размере 6%. Нанятых работников не имеет. За истекший год (налоговый период) ИП получил доход в размере 720 000 руб.

Месяц

Доход, руб.

Отчетный (налоговый) период

Доход за отчетный (налоговый) период (нарастающим итогом), руб.

Январь

I квартал

Февраль

Март

Апрель

Полугодие

Июнь

Июль

9 месяцев

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

В указанном налоговом периоде ИП уплатил страховые взносы за себя в размере:

— 4 000 руб. — в I квартале;

— 12 000 руб. — в течение полугодия;

— 20 000 руб. — в течение 9 месяцев;

— 28 000 руб. — в течение года.

Примечание: суммы страховых взносов в примере указаны абстрактно!

Решение

По итогам 1 квартала авансовый платеж составит:

72 000 руб. x 6% = 4 320 руб.

Эта сумма уменьшается на страховые взносы, уплаченные в I квартале.

4 320 — 4 000= 320 руб.

Сумма к уплате налога по УСН по итогам 1 квартала по сроку 25.04. составит 320 руб.

2. По итогам полугодия авансовый платеж составит:

288 000 *6% = 17 280 руб.

Эта сумма уменьшается на страховые взносы, уплаченные в течение полугодия:

17 280 — 12 000 = 5 280 руб.

Платеж по сроку 25.07. составит 5 280-320=4960 руб.

3. По итогам 9 месяцев авансовый платеж составит:

504 000×6% = 30 240 руб.

Эта сумма уменьшается на страховые взносы, уплаченные в течение 9 месяцев:

30 240 — 20 000 = 10 240 руб.

Платеж за 9 месяцев по сроку 25.10. составит 10 240 — 320 — 4960 = 4 960 руб.

4. Расчет налога по итогам года:

720 000 руб. x 6% = 43 200 руб.

Эта сумма уменьшается на страховые взносы, уплаченные в течение года:

43 200 — 28 000 = 15 200 руб.

Данный результат уменьшается на авансовые платежи, уплаченные по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев:

15 200 — 320 — 4960 — 4960 = 4960 руб.

Таким образом, по итогам года (по сроку 30.04. следующего года) налог к уплате составит 4 960 руб.

Если в первом квартале 2019 года ИП доплатит в бюджет сумму страховых взносов за 2018 год, которая рассчитывается как 1% от суммы доходов, превышающей 300 000 руб., то такая уплата взносов будет уменьшать сумму УСН за 1 квартал 2019 года.

5. Нюансы расчета и признания «вычетов» в виде страховых взносов, уплаченных за себя

1) Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, уплатившие страховые взносы, исчисленные как 1 % от суммы дохода, превысившего по итогам расчетного периода (календарного года) 300 тыс. рублей, вправе учесть указанные суммы уплаченных страховых взносов при исчислении налога в том налоговом периоде (квартале), в котором произведена их уплата. Письмо ФНС России от 31.10.2014 N ГД-4-3/22601@.

В случае если сумма страховых взносов больше, чем сумма налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением УСН, то налог (авансовый платеж по налогу) в данном случае не уплачивается. Перенос на следующий налоговый период части суммы фиксированного платежа, не учтенной при расчете (уменьшении) суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, из-за недостаточности суммы исчисленного налога не предусмотрен. Это означает, что если, например, платеж по УСН составил 10 000 руб., а уплачено страховых взносов на 13 000 руб., то УСН платить не нужно, но разница в 3 000 руб. никак не компенсируется.

2) Согласно пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ сумма налога (авансового платежа) при УСН за налоговый (отчетный) период может быть уменьшена на сумму страховых взносов, которые уплачены в пределах исчисленных сумм . Но речь идет не об исчислении в данном периоде. Т.е. взносы могут быть исчислены и за прошлые периоды, но уплаченны в текущем. Исходя из этого на суммы уплаченных в налоговом (отчетном) периоде страховых взносов, превышающие исчисленные, «упрощенец» с объектом «доходы» не вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа) за соответствующий период.

Излишне уплаченную сумму страховых взносов можно учесть в уменьшение налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором налоговым органом было принято решение о зачете переплаты по страховым взносам в счет предстоящих платежей (Письмо Минфина РФ от 20.02.2015 N 03-11-11/8413).

6. Какую отчетность должен сдавать ИП и куда

1) ИП сдает в срок до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, декларацию в налоговый орган по месту своей регистрации. Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@.

За несдачу вовремя декларации налоговый орган вправе:

— наложить штраф в размере 5 % не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей;

— приостановить операции по счету налогоплательщика.

В целях подтверждения сумм, указываемых в декларациях, ИП ведет учет доходов в книге учета доходов и расходов. Данную книгу налоговый орган может запросить по требованию в ходе камеральной и налоговой проверки.

2) Плательщики, не производящие выплат физическим лицам, освобождены от обязанности представлять расчет по страховым взносам.

3) ИП обязаны представлять статистическую отчетность в органы статистики. Все формы статотчетности можно найти на официальном сайте Росстата www.gks.ru в разделе «Формы федерального статистического наблюдения»; там размещен в том числе «Альбом форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым осуществляются в системе Федеральной службы государственной статистики, на 2017 год». В том же разделе опубликован Перечень форм федерального статистического наблюдения на 2017 год.

Кроме того, в целях оперативного информирования хозяйствующих субъектов о представлении ими форм статистической отчетности на интернет-портале Росстата по адресу statreg.gks.ru размещена информационно-поисковая система. Попасть в нее можно с главной страницы сайта через раздел "Информация для респондентов"/"Перечень респондентов, в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения". После указания кода по ОКПО, или ИНН, или ОГРН и ввода защитного кода будет составлен перечень форм, подлежащих представлению организацией.

При отсутствии организации в перечне, опубликованном на statreg.gks.ru , штрафные санкции по ст. 13.19 КоАП РФ не применяются, за исключением случаев, когда респондент был проинформирован (в том числе в письменной форме) о проведении в отношении его федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для представления.

Подтверждением отсутствия респондента в перечне могут быть скриншоты при условии, что они содержат определенные данные: дату и время получения информации с сайта в Интернете, данные о лице, которое произвело его выведение на экран и дальнейшую распечатку, данные о программном обеспечении и использованной компьютерной технике, наименование сайта, принадлежность заявителю. В этой ситуации скриншоты могут служить оправдательным документом.

4) Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год организации (индивидуальные предприниматели, привлекавшие в указанный период наемных работников) представляют не позднее 20 января текущего года. Таким образом, до тех пор, пока ИП не привлек к работе наемных работников, отчет о среднесписочной численности сдавать не нужно.