Налоги в средневековой европе. Финансовая система и налогообложение России XVII в Единица налогообложения в конце 17 века

Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн (1486-1566), дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московитских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги».


Деньга в то время равнялась одной второй копейки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег (5 копеек с рубля оборота).

Иван Грозный (1530-1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. По свидетельству Н. Карамзина, два земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен. Раскладка и взимание податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые «окладные книги».

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины. Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.

В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. и меха сибирской области. Различные городские пошлины - торговые, питейные, судебные, банные - приносили 800 тыс. руб. в казну Большого Прихода. Сюда же направляли излишки доходов прочие приказы - Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и др.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода.

Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы: в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель.

Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV - XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.


Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655 г. "Счетный приказ". Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1203367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов - 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1125323 руб.

Вообще после смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее больным местом. Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей».

Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне - по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов - по 2 деньги. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неокладные сборы.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.

Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

В России соляной налог пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в 8 денег с рубля и в 10 денег с рубля, т. е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12-13%, для русских, вывозивших товары за границу - 4- 5%, т. е. Торговый Устав имел явно протекционистский характер.

В 1667 г. ставки были уточнены Новоторговым Уставом. Сохранилась пошлина в 8 и10 денег с рубля для русских и плюс 12 денег с рубля, для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%. Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

Таким образом, в 16-17 веках налогообложение на Руси было упорядочено и приведено в систему. Налоги становятся основным источником бюджета. Были созданы специальные органы, в компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.

Примечания:
Герберштейн С. Записки о Московитских делах//Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Лениздат, 1986. – С. 84.
Карамзин Н.М. История Государства Российского. Книга II. Том 6. – С. 218.

Древнерусское государство, начиная с первых лет существования, не могло обходиться без налогов. Это основа пополнения княжеской казны, которую князь использовал для проведения внутренней и внешней политики.

Какой была налоговая система на заре её создания. Как постепенно видоизменялись налоги на Руси?

  • Дань – самый первый и древний источник доходов в княжескую казну.

Она взималась мехами с дыма (отдельного хозяйства) или выплачивалась по шлягу от рала. (Шляг - иноземная монета(чаще арабская металлическая, рало - плуг или соха)

Сначала дань платили князю Олегу подвластные ильменские племена, кривичи и мери.

В 883- дань взимается с древлян (чёрная куница с семьи)

884- с северян(один шляг с рала), затем радимичи

В то же время население Новгорода платило князю по 300 гривен(сбор был целевой- на содержание дружины для охраны северных границ)

Гривна – слиток серебра различной формы. Это самая крупная монета до 14 века

Способы взимания налогов: полюдье и повоз (привоз в хозяйство князя натуральных продуктов, изделий промыслов) а по реформе Ольги были введены погосты, становища, куда свозилась дань, и уроки - размеры дани).

В Древней Руси было поземельное обложение, а также косвенные налоги- торговые и судебные пошлины.

Виды пошлин

Мыт - провоз товара через горы

Перевоз – провоз товара через реку

Гостиная – на право иметь склад

Торговая – на право устраивать рынок товаров

Вес - за взвешивание

Мера - за измерение товара

Вира - судебная пошлина за убийство

Продажа - штраф за прочие преступления

В 988 году князем Владимиром было принято христианство. Для поддержки церкви, строительства храмов введена специальная подать – десятина (10 часть с доходов).

  • Период монголо- татарского ига

Основная пошлина - ордынский выход (сначала его собирали баскаки- представители хана, затем сами князья)

Выход выплачивался с каждой души мужского пола и с головы скота

В это же время был вид тяготы- ям - то есть обязанность поставлять подводы ханским войскам

На самой Руси в это время остались только пошлины , которые шли в казну князя.

Прежде всего - торговые сборы, которые значительно выросли.

С воза или без воза, на лошади – бралась деньга (собирательное название серебряных монет)

С ладьи (струга)- алтын (три копейки)

За торговлю- с вырученного рубля - алтын

Множество других пошлин : с литья серебра, с соляных варниц, с рыбных промыслов, с клеймения лошади, медовая, гостиная, сторожевая, пошлина с браков и др.

В 12 веке сборщик пошлин назывался осьменик , осмничее - пошлина с торговли.

В 13 веке сборщик торговых пошлин стал называться таможник (возможно, с монгольского тамга - деньга)

Мытник - это помощник таможника.

  • В 1480 году при Иване III была прекращена выплата выхода. Началось формирование финансовой системы России.

Главный прямой налог брался деньгами с черносошных крестьян и посадских людей.

Новые налоги:

Ямские

Пищальные (для производства пушек)

Сборы на развитие городов

На строительство засек (укреплений на юге Московского государства)- засечные

Другой источник дохода казны- оброки. Им облагались пашни, реки, огороды, леса, сенокосы, мельницы.

Посошный налог - высчитывался от сохи- она считалась в четях = 0.5. га. , размер зависел не только от количества, но и качества земли.

Все сведения записывались в писцовые книги (это делали писцы)

Только в 1679 году соха как единица измерения была отменена .

Единицей измерения стал двор.

Продолжали оставаться косвенные налоги в виде различных пошлин. Главные- таможенные и винные.

Подведём итоги.

Финансовая система начала складываться на Руси только в конце IX века. Основная форма поборов в казну князя - дань.

Только после свержения ига Иван III в конце 15-начале 16 века изменил сиcтему налогообложения

Введён прямой налог (подушный) и косвенные (акцизы и пошлины).

Заложены основы налоговой отчётности: земельные участки переводились в условные податные единицы - сохи. С них и взимались прямые налоги.

О налоговой системе последующих веков готовится статья.

Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  • < Назад

Смута в России завершилась в 1613 г., когда Земским Собором был избран новый царь – Михаил Федорович Романов (1596–1645), внучатый племянник первой жены Ивана Грозного. При избрании Михаилу было 16 лет. Здоровья он был слабого, сильной личностью тоже не являлся. Фактически страной правила его родня и в первую очередь его отец – патриарх Филарет, вернувшийся после коронации сына из польского плена.

Финансы государства были крайне расстроены. Подати не платили, а если и платили, то до царской казны они почти не доходили. В 1620 г. была проведена перепись населения и постепенно стала восстанавливаться система налогообложения, существовавшая при Иване Грозном. К целям переписи относились: описания городов, уездов, перечисление церквей, лавок, дворов, определение численности плательщиков податей, количество обрабатываемой земли, подлежащей обложению, определение прибыли и убыли возделываемых земель, выявление тяглых людей, уклоняющихся от уплаты податей. Последние подлежали водворению на свои места.

Писцовые книги имели прежде всего фискальное значение – на их основе производился учет плательщиков податей. Писцовые книги выполняли также функцию кадастра, по ним разрешались поземельные споры, скреплялись и удостоверялись права на владение недвижимостью и пр. Наряду с писцовыми книгами существовали дозорные книги и переписные книги, представляющие своды сведений об имуществах и промыслах.

Была восстановлена государственная монополия на торговлю пивом, медами и водкой. Торговля спиртными напитками могла осуществляться только государевыми людьми – целовальниками, которые осуществляли сбор в казну специального налога – кабацкого сбора. В соответствии с указом от 1637 г. при уличении целовальников в воровстве или корысти им грозила "смертная казнь без всякой пощады".

Был введен ряд новых налогов и сборов. С промышленных и торговых людей стала взиматься промысловая пошлина – так называемый десятинный сбор, который представлял собой таможенную пошлину, уплачиваемую преимущественно натурой (пушниной, рыбой, слюдой, костью и т.п.). В 1667 г., в царствование Алексея Михайловича этот сбор был заменен денежной пошлиной.

В этот период широкое распространение получает "амбарное" (амбарщина) – казенная пошлина, взимавшаяся с купцов за пользование амбаром (складом) в гостиных дворах. Размер "амбарного" в разных местностях колебался от 1 до 4 денег в неделю. Налогообложение осуществлялось независимо от того, пользовался купец амбаром или нет. Уклонение от оплаты каралось конфискацией товаров. Взимание "амбарного" было отменено в 1653 г. при Алексее Михайловиче в целях развития торговли. Введен был еще ряд новых налогов, например: сбор за водопой скота, за стирку белья и т.п.

В период царствования Михаила Федоровича одним из главных источников пополнения казны стали иностранные займы: Англия предоставила России денежные займы, получив взамен право беспошлинной торговли на всей территории Российского государства, а также за провоз товаров по Волге на Восток – в Персию, Индию, Китай и обратно. Этим был нанесен серьезный урон развитию русских ремесел и торговле. Последствия этого еще долго будут сказываться и создавать проблемы будущим государям.

В 1645 г. царь Михаил умер и на престол вступил его сын Алексей Михайлович (1629–1676). В первые годы его царствования фактически государством управлял воспитатель царя – боярин Морозов. Сам царь заслужил прозвище "тишайшего" за свой кроткий нрав и набожность.

В годы правления Алексея произошел ряд важнейших событий, вошедших в историю государства. В 1647 г. по стране прокатились "соляные бунты", вызванные непродуманной налоговой политикой государства (о них будет сказано ниже). В 1654 г. состоялась знаменитая Переяславская рада, которая ознаменовала воссоединение России и Украины. В 1658 г. произошел раскол Православной церкви. В 1667 г. страну потрясло восстание под руководством Степана Разина.

В начале царствования Алексея Михайловича войны со Шведским королевством и Речью Посполитой требовали больших расходов. Обстановка осложнялась рядом неурожайных лет, падежом скота от эпидемических болезней. Все это потребовало определенных изменений в налоговой системе страны. Для решения финансовых проблем государства, царь провел ряд мероприятий.

В первую очередь в 1646 г. была проведена подворная перепись. Писцовые книги постепенно заменялись переписными книгами, отражавшими, главным образом, количество крестьянских и посадских дворов.

Однако отсутствие теории налогообложения, непродуманность практических шагов в реформах налогообложения подчас приводили к тяжелым последствиям. Таким стало и решение увеличить в 1646 г. акцизы на соль с 5 до 20 коп. за пуд, т.е. в четыре раза. Вообще акциз на соль является одним из самых древних налогов и считается наиболее справедливым, поскольку соль потребляют все слои населения, и, следовательно, через цену товара налог равномерно распределяется на всех потребителей. Однако столь резкое увеличение соляного налога в России ударило в первую очередь по беднейшим слоям населения, основным продуктом питания которого была соленая рыба. Увеличение акциза привело в конечном итоге к массовому голоду и к мощным восстаниям, получившим общее название соляных бунтов. В 1648 г. налог пришлось снизить и искать более разумные способы решения финансовых проблем.

В соответствии с Уложением 1649 г. полоняничная подать, ранее собиравшаяся время от времени по особому указу, стала постоянной и собиралась ежегодно "со всяких людей". Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне – по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низких чинов – по 2 деньги.

Стрелецкая подать, которая при Иване Грозном была незначительным налогом хлебом, при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов. Уплачивалась она как натурой, так и деньгами.

По Указу 1651 г. откупная система питейного сбора была отменена, алкогольные напитки теперь разрешалось продавать только в казенных и кружечных дворах, которые создавались в посадах и крупных селах. Продажа напитков и сбор питейного налога осуществлялись "на вере" целовальниками. Однако в 1663 г. откупная система была восстановлена в отдельных местностях.

В 1646 г. была отменена табачная монополия и восстановлен Указ 1631 г. о смертной казни за торговлю и употребление табака, называемым "богоненавистным и богомерзким зельем".

Важнейшим источником доходов казны были торговые пошлины. В 1653 г. разрозненные торговые пошлины заменяются единой торговой пошлиной, взимавшейся по ставке 5% с цены товара. Эту пошлину можно считать прообразом современного налога с продаж. В это же время был введен ряд чрезвычайных налогов в форме деньги пятой, десятой и пятнадцатой. Эти чрезвычайные сборы взимались с доходов торговых людей в размерах соответственно 20, 10, 6, 7% главным образом на военные нужды.

Размер дохода и налоговый оклад для каждого плательщика определялся выборными людьми на основе "разрубных списков", по которым население уплачивало прямую подать. Деньга пятнадцатая взималась один раз, десятая – четыре раза, пятая – три раза. Пятая деньга не взималась при годовом доходе менее 10 руб. .

В этот же период были предприняты меры по упорядочению таможенных пошлин. В 1653 г. был введен в действие Торговый устав, который вместо разнородных, достаточно случайных таможенных пошлин и льгот ввел достаточно четкую систему, направленную в первую очередь на защиту российских купцов и ремесленников.

Внешняя таможенная пошлина была установлена в 8 и в 10 денег с рубля. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров и еще 4 деньги с рубля проездной пошлины. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12–13%, а для русских, вывозивших товар за границу, – 4–5%. Таким образом, Торговый устав носил четко протекционистский характер. В 1667 г. ставки пошлины были уточнены в Новоторговом уставе. Прежние ставки сохранились, но добавилось положение, что при проезде вглубь страны иностранец должен заплатить еще по гривне (10 коп.) с рубля, т.е. дополнительно еще 10%.

Большое распространение в это время получил налог на имущество (главным образом землю), переходившее по наследству. Налог взимался со всех без исключения наследников (даже наследников по прямой линии) по ставке 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли.

Кроме этих денежных и натуральных податей и пошлин, широко использовались натуральные повинности (разного вида, но достаточно обременительные по своему объему):

  • дорожная – строительство и ремонт дорог;
  • гужевая – предоставление подвод;
  • трудовая;
  • по ремонту церквей и т.п.

Важнейшим организационным мероприятием в сфере налогообложения было создание в 1655 г. Счетного приказа, который стал осуществлять анализ и проверку деятельности других финансовых приказов, контроль приходных и расходных книг государства. Все это позволило упорядочить финансовое хозяйство государства и достаточно точно определить его бюджет. В результате к 1680 г. доходы государства составили 1 203 367 руб. (при этом расходы составили 1 125 323 руб.), на долю прямых доходов приходилось 44% всех доходов казны, поступления от косвенных налогов давали 53,3%, на долю чрезвычайных налогов и прочих доходов приходилось 2,7%.

При Федоре Алексеевиче (1661–1682), сменившем на престоле в 1676 г. своего умершего отца, были проведены довольно существенные изменения в налогообложении. Важнейшим было введение в 1679 г. взамен посошного обложения подворного налога, существенно расширившего круг плательщиков за счет людей ("задворных" и "деловых"), обслуживавших хозяйства землевладельца-феодала, но живших особыми дворами и имевших свое хозяйство. Переход к подворному налогообложению был подготовлен переписью 1646 г., результаты которой были уточнены переписью 1678 г.

Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом. Общая сумма налоговых поступлений в доход казны от каждой территории определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами. Налоговое бремя устанавливалось в большем размере для посадов и черносошных крестьян по сравнению с частновладельческими крестьянами.

Подворное обложение было проще посошного, оно давало более четкие критерии для распределения обязанностей по уплате податей между отдельными посадами и общинами, существенно снижало возможности произвола и взяточничества при учете плательщиков и распределении налогового бремени. Если при посошной системе налогообложения были характерны незаконные методы уклонения от уплаты податей (в частности, путем внесения искажений в писцовые книги за взятки – "посулы"), то при подворном обложении широкое распространение получают методы легального избежания или уменьшения налоговых обязательств.

Поскольку единицей обложения был двор, а число дворов определялось числом ворот, то "крестьяне начали сгущать дворы, скучивая в них возможно больше людей, или огораживали по три, по пять и даже по десяти дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие забирали заборами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись" .

Реакцией властей на эти действия стала отмена подворного налога и замена его при Петре I на подушное налогообложение в 1724 г. Подворное налогообложение просуществовало менее 50 лет (с 1679 по 1724 г.). Для сравнения: посошная подать взималась на протяжении более чем трех веков со времени монгольского нашествия.

В период царствования Федора Алексеевича также был проведен ряд серьезных организационных мероприятий, важнейшим из которых стала отмена местничества и сожжение всех местнических книг. Была проведена реформа финансовых учреждений: основным органом, осуществляющим контроль за сбором податей и пошлин, становится приказ Большой казны.

Продолжалась политика протекционизма, разработанная при Алексее Михайловиче, а также политика контроля за доходами от питей. В соответствии с росписью 1680 г. основным источником государственных доходов являлись таможенные и кабацкие сборы, составлявшие 49% всех доходов казны (прямые налоги давали 44%).

При Федоре Алексеевиче Указом от 18.07.1681 была полностью отменена ограниченно применявшаяся с 1663 г. в отдельных местностях откупная система при продаже питей, и единственной формой продажи вновь стала торговля в казенных и кружечных дворах через целовальников.

Как отмечал В. О. Ключевский, правительство следило за налоговыми поступлениями, "поручая таможенные сборы и продажу вина верным (присяжным) головам и целовальникам, которых обязаны были выбирать для этого из своей среды местные тяглые обыватели, а недоборы взыскивались с выборных или с самих избирателей, если последние недоглядели и вовремя не донесли о воровстве или нерадении первых" .

В целом это время характеризуется дальнейшим усилением налогового гнета и как следствие – множеством восстаний. В 1682 г. произошло восстание московских стрельцов, поддержанное городскими низами и холопами, получившее название Хованщины, по имени его руководителя князя Н. А. Хованского. Восстание было подавлено в 1682 г. Одной из причин восстания послужила тяжесть тяглового бремени для населения. Впоследствии царским указом подать была снижена почти на одну треть и разложена на десять разрядов, исходя из благосостояния городов.

В 2010 году мы отмечаем двойной юбилей: 20-летие создания налоговых органов России и 125 лет с момента образования Податной инспекции в структуре Минфина. Однако прообраз современных налогов возник на Руси значительно раньше

Налоги появились с возникновением первых общественных потребностей. Они начали зарождаться еще при распаде родоплеменного строя, а свое развитие получили с момента образования государства. В современном обществе налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Древняя Русь

На Руси финансовая система начала складываться в период объединения Древнерусского государства, то есть с конца IX века. Утвердившись в Киеве, князь Олег (ск. 912 или 922) занялся установлением дани с подвластных племен. Это были кривичи, ильменские славяне, древляне, мери и др. В 884 году Олег победил днепровских северян и потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Обложение оказалось для них легче, чем во время зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Дань уплачивалась как деньгами, так и натурой. Например, древляне (славянское племя, обитавшее в украинском Полесье) платили по одной кунице с жилья, а население Новгородской земли платило дань киевскому князю русскими гривнами, серебряными слитками.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею.

Известно, что в Древней Руси было также поземельное и косвенное обложение . Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговые пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки, за измерение товаров.

Судебные пошлины взыскивались за уголовные преступления. В зависимости от тяжести проступка они составляли от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого (в качестве возмещения убытков), а князю — пошлину, именуемую , в размере 12 гривен. Вира могла уплачиваться также за другие преступления — за убийство чужого коня, скота, похищение бобра из ловища и т. д.

Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, , где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор и драк.

Возникнув в качестве обычая, эти порядки впоследствии были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (около 978-1054) — первом российском своде законов, включавшем нормы налогового законодательства.

Средние века

В XII веке сборщик пошлин в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII века на Руси входит в обиход название «таможник». Так стали называть главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» — деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Во время монголо-татарского нашествия основным налогом стал выход , взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. Выход взимался с души мужского пола и с головы скота.

Каждый удельный князь сам собирал в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Золотую Орду. Но был и другой способ взимания дани — откуп . Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма выхода стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.

В итоге взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины и, прежде всего, торговые сборы . Количество доходов существенно увеличилось за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (около 1288-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины обычно были таковы: «с воза пошлины — деньга; если кто поедет без воза верхом на лошади, но для торговли — платить деньгу же, со струга (ладьи) — алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын». В летописях упоминаются также пошлины с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, медовая и др.

Конфликт князя Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (около 1335-1380), фактическим правителем Золотой Орды, начался с разногласий из-за размера дани. Победа в Куликовской битве, одержанная в 1380 году русскими полками во главе с князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками, не принесла России освобождения от ордынской дани.

После свержения власти Золотой Орды

Уплата выхода была прекращена лишь через 100 лет в 1480 году Иваном III (1440-1505), после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные (для производства пушек), сборы на городовое и засечное дело, то есть на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды.

Ко времени правления Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех . В каждом погосте сначала описывалась церковь с ее землей и дворами церковнослужителей, затем оброчные волости, села и деревни великого князя, далее — земли помещиков и купцов. При описании селения указывалось количество высеваемого хлеба, доход в пользу землевладельца, угодья, существующие при селении. Если жители занимались не хлебопашеством, а другим промыслом, то изложение сведений соответственно изменялось.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси получила развитие посошная подать (единицей обложения служила соха — определенное количество земли), включавшая в себя и поземельный налог. Размер последнего зависел не только от количества земли, но и от ее качества. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы — сохи и расчет на этой основе налогов. Соха как единица налогообложения была отменена в 1679 году. Единицей для исчисления прямых податей стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Правление Ивана Грозного

Иван Грозный (1530-1584) преумножил государственные доходы, наведя порядок в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Что касается прямых податей , то главным объектом обложения служила земля, а раскладка (расчет) налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Со времени правления Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Многие натуральные повинности были заменены денежным оброком .

Кроме и оброка, практиковались целевые налоги . Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон (плен).

Раскладкой и взиманием податей занимались земские общины через выборных окладчиков. В их обязанности входило наблюдение за тем, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые окладные книги.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины , которые взимались при любом передвижении, складировании или продаже товаров, а также таможенные и судебные пошлины. Торговые пошлины часто отдавались на откуп, то есть право их сбора передавалось за определенную плату частным лицам (откупщикам). Введение системы откупов служило препятствием для развития торговли, так как приводило к искусственному усложнению налогообложения, необоснованным придиркам и вымогательству со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

XV-XVII века

В конце XV века произошло политическое объединение русских земель. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще довольно долго. Большинство прямых налогов собирал . Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы:

  • в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс;
  • Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири;
  • Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли;
  • Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов;
  • Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью;
  • Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель.

Помимо перечисленных, отдельные виды налогов также собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. Иными словами, финансовая система России в XV-XVII веках была сложна и запутанна. Она была несколько упорядочена в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655 году Счетный приказ. Задача Счетного приказа состояла в контроле приходных и расходных сумм по разным учреждениям.

Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет страны. При этом налоговое бремя росло. Увеличилась и стала постоянной полоняничная подать . Резко выросла стрелецкая подать , которая ранее была незначительным хлебным налогом. Был введен имущественный налог на наследство . Значительное повышение акциза на соль вызвало возмущение населения и соляные бунты. Акциз на соль пришлось отменить, однако он успел нанести серьезный ущерб экономике России.

Царствование Петра I

Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие практически все сферы экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672-1725). В допетровское время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным положением дел в экономике страны. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, поскольку считал это необходимым для укрепления финансового положения государства. В народно-хозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых недр и богатств, во всех отраслях хозяйства появлялись новые орудия производства и новые приемы труда. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

В 1717 году была учреждена . Ей Петр Великий предписывал поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами». В России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное и парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, то есть предпринимала меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него иностранных товаров, в том числе через взимание таможенных пошлин.

Чтобы стимулировать развитие промышленности, занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало расширения торговли. Однако развитие торговли затруднялось из-за состояния путей сообщения. Несмотря на это, в России бурно росла налоговая база. Она давала средства для реорганизации армии, строительства флота. А параллельно шло исследование российских просторов, поиски новых месторождений полезных ископаемых. Гарантируя отдачу в будущем, все это требовало огромных финансовых ресурсов в настоящем.

Помимо , были введены военные налоги : деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь даже учредил особую должность — прибыльщик, обязанностью которого было «сидеть и чинить государю прибыли». Также были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, пошлина на бороды и др.

Впоследствии прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати . Напомним, до 1679 года единицей налогообложения была соха, устанавливаемая «сошным письмом». С 1679 года такой единицей стал двор. Теперь предложено было перейти от подворной системы обложения к поголовной. Единицей налогообложения вместо двора стала мужская душа.

Петр I также реорганизовал управление финансами . Вместо многочисленных приказов, ведавших доходами и расходами, были учреждены Камер-коллегия и Штатс-контор-коллегия. Первой из них поручили надзирать над окладными и неокладными приходами. Окладными назывались доходы, размер которых известен заранее (например, подушная подать), неокладными — таможенные пошлины, откуп, налог с заводов и другие, размер которых заранее неизвестен. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах. Штатс-контор-коллегия ведала расходами, вела книгу, именуемую Генеральным штатом государства. Главными расходными статьями в тот период времени были содержание армии и флота. Для контроля за расходованием денежных средств была создана Ревизион-коллегия.

Эпоха Екатерины II

Во время правления Екатерины II (1729-1796) кардинальным изменениям подвергся порядок налогообложения купечества. Были отменены все частные промысловые налоги и подушная подать с купцов, и вместо них установлен . В зависимости от имущественного положения купечество было разделено по трем гильдиям. Чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал не менее 500 руб. Лица с меньшими капиталами считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1000 до 10 000 руб. купец входил во вторую гильдию, а купцы с большими капиталами — в первую. Причем о величине своего капитала каждый купец объявлял сам «по совести». Проверки имущества не проводились, доносы на его утайку не принимались.

Екатерина II по-своему преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция государственных доходов, разделенная в следующем году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов (штрафов).

В губерниях для управления государственным имуществом, сбора податей, ревизии счетов и заведования другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские казенные палаты. Губернской казенной палате подчинялись губернское и уездные казначейства, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали вплоть до XX века, хотя отдельные их функции подвергались изменениям.

Таким образом, Екатерина II продолжила курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В период ее правления заметно укрепились бюджеты городов.

Начало XIX века

В 1802 году Манифестом Александра I (1777-1825) «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов. В 1809 году разработана программа финансовых преобразований — «План финансов». Появление этого документа связано с именем крупного государственного деятеля (1772-1839). Программа содержала ряд неотложных мер, направленных на ликвидацию бюджетного дефицита, рост доходов казны, в том числе за счет повышения податей и введения новых налогов.

Через несколько лет после «Плана финансов», а именно в 1818 году, в России появился первый крупный труд в области налогообложения — книга (1789-1871) «Опыт теории налогов». Эта книга свидетельствует о том, что в России хорошо знали работы западных экономистов. Имелся и отечественный опыт. «Все богатства народные, — считал Н.И. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть: силы природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно: из дохода от земли, из дохода от капиталов, из дохода от работы».

Н.И. Тургенев выдвигает новую для того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения тех или иных налогов. Данное требование до сих пор является актуальным для нашей экономики.

На протяжении XIX века основным прямым налогом была подушная подать . Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения . Таковыми, в частности, были надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 год). С дворян, имевших доход выше установленного размера, взимался только последний из перечисленных налогов — на уплату государственных долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, «должны были платить вдвое».

Кроме того, существовали специальные государственные сборы . Например, в 1834 году был введен сбор с проезда по законченному к тому времени шоссе Санкт-Петербург — Москва. К 1863 году этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, за перевозку железнодорожных грузов большой скоростью, сборы в морских портах.

Действовали также пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения . В тот период времени указанные пошлины взыскивались только с лиц, не имеющих прямого права наследования. Кроме государственных налогов, имелись местные .

К середине 50-х годов XIX века финансовое положение России было подорвано Крымской войной. Бюджетный дефицит пришлось покрывать повышением налогов, привлечением займов и работой печатного станка. Вместе с тем для оживления промышленности были снижены таможенные пошлины.

Вторая половина XIX века

В 1863 году в налоговой системе России произошли существенные изменения. С мещан вместо подушной подати стали взимать налог с городской недвижимости . Этим налогом облагались не только , но и заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи и другие строения, а также пустующие земли.

На базе законов Екатерины II о купеческих гильдиях началась реорганизация промыслового налога . Изменения происходили в 1863, 1865, 1885 и 1898 годах. Важнейшую часть промыслового налога стали составлять пошлины на право торговли и промыслов. Чтобы заниматься торгово-промышленной деятельностью, предприниматели должны были ежегодно брать свидетельства и вносить соответствующую плату в бюджет. Предусматривались свидетельства двух видов: гильдейские (купеческие) и просто промысловые.

В 1898 году появилось Положение о государственном промысловом налоге. Этот налог, представлявший собой комплекс прямых окладных и неокладных налогов на торгово-промышленную деятельность, просуществовал в России вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Указанные налоги взимались по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России, при ежегодной выборке промысловых свидетельств.

Величина дополнительного промыслового налога зависела от размера основного капитала и прибыли предприятия, а также от того, является предприятие гильдейским или акционерным обществом.

В 1875 году государственный , введенный в 1864 году, был заменен поземельным налогом . Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась произведением подлежащей обложению территории в десятинах на оклад (ставку) налога с десятины удобной земли или леса. Величина оклада (ставки) налога колебалась от 1/4 копейки в Архангельской и Олонецкой губерниях до 17 копеек в Курской губернии.

В результате предпринятых мер бюджетный дефицит удалось ликвидировать. Этому в большой степени способствовали косвенные налоги . Среди косвенных налогов самые крупные доходы государству приносил акциз на алкогольные напитки или, как его называли в России, питейный налог . В стране издавна варили мед, пиво, брагу. Вино и водка стали распространяться лишь с XIV века. Торговали ими государственные целовальники, которые принимали присягу в добросовестном ведении дела и в подтверждение клятвы целовали крест, откуда и происходит их название. Контролировали целовальников выборные кабацкие головы.

До Екатерины II передача питейного дела на откуп была редким случаем. В 1817 году откупа были временно отменены, и в России вернулись к казенной продаже вина. Но через 10 лет их ввели вновь в интересах пополнения казны. С 1863 года откупа были отменены окончательно и введен акциз в размере 4 копеек на 1 градус крепости напитка. Помимо акциза, формой питейного налога стал патент на торговлю спиртным.

Кроме того, действовали различные акцизы : на табак, спички, сахар, керосин, соль, прессованные дрожжи и ряд других товаров. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она также обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

Основной прямой налог — подушная подать — все больше изживал себя, не отвечая экономическим условиям России. Неоднократное его повышение приводило лишь к росту недоимки. Тем не менее правительство долго не решалось на полное упразднение подушных податей и их замену подоходным налогообложением, ограничиваясь лишь отменой подушной подати для отдельных категорий населения.

Подушная подать была отменена лишь в 1882 году. Это событие связано с именем министра финансов России Николая Христиановича Бунге (1823-1895). Взамен подушной подати пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в .

Итак, налоговая система страны все усложнялась. Поэтому реформы требовались и в налоговом администрировании . До 1861 года ответственными за уплату налогов в поместьях были приказчики. Подати с государственных крестьян взимали выборные земские власти: десятские, сотские, целовальники. В 1861 году функции по сбору податей были переданы мировым посредникам, а в 1874 году податной надзор отдан уездной полиции. Таким образом, сбором налогов стали руководить исправники — главы полиции в уезде. В 1880-е годы созданы губернские и уездные податные присутствия. Они избирались сроком на три года губернским земским собранием, губернской Думой и купеческим обществом.

В 1885 году по инициативе Н.Х. Бунге был учрежден институт податных инспекторов. На податных инспекторов возлагалась непосредственная работа с налогоплательщиками на местах, включавшая назначение и взимание всех прямых налогов и контроль за их сбором. При этом податные инспекторы имели также полномочия на проведение ревизий в уездных финансовых органах и органах местного самоуправления. Именно Податную инспекцию можно считать предшественником современной налоговой службы России. Поэтому в 2010 году отмечается не только 20 лет со дня создания налоговых органов России, но еще и 125 лет с момента образования современного прообраза этого ведомства — Податной инспекции в структуре Минфина. Податная инспекция просуществовала до 1917 года, показав высокую эффективность работы

Вира — древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения

Вервь — древняя общинная организация на Руси и у хорватов

Помимо выхода или дани, были и другие ордынские тяготы, например ям — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам

Погост — административно-территориальная единица на Руси

Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием "ясак"

Доходы Приказа большого прихода состояли из сборов с лавок, гостиных дворов в городах, погребов, мер для питья и товаров, таможен и др. Собранные деньги расходовались на содержание приезжавших иноземных купцов, на выдачу содержания русским послам, отправляемым за границу, на постройку судов и покупку товаров, на жалованье подьячим, работникам при судах и при царском Соляном дворе

Мануфактур-коллегия — коллегиальный орган государственной власти, отвечавший за развитие российской промышленности, создание и функционирование мануфактур

Стрелецкие подати — деньги, собираемые с городского населения

Первоначально гильдейский сбор составлял 1% от объявленного капитала (независимо от гильдии), но впоследствии увеличивались как размеры гильдейского сбора, так и минимальные размеры объявленного капитала, необходимого для записи в ту или иную гильдию

М.М. Сперанский впоследствии писал: "Переменив систему финансов... мы спасли государство от банкротства"

На обороте титульного листа книги Н.И. Тургенева было напечатано распоряжение автора: "Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, предоставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоимки в платежах налогов"

Бурный рост городского населения привел к тому, что в 1894 году в России был введен государственный квартирный налог, который уплачивал содержатель квартиры (не важно, являлась квартира его собственностью или была арендована)

В соответствии с правилами 1864 года все бывшие земские сборы были разделены на государственные, губернские и уездные, а также частные земские сборы

Сущность выкупной операции состояла в следующем: под земли, приобретаемые крестьянами, правительство выпускало особые кредитные процентные обязательства (выкупные свидетельства), по которым крестьяне обязаны были в течение 49,5 лет ежегодно платить в казну проценты и погашать часть суммы основного долга