Импортная норма. Смотреть что такое "доля импорта" в других словарях

Конституция РСФСР 1978 года простояла в неприкосновенности одиннадцать с половиной лет: с апреля 1978 по октябрь 1989 года. В период перестройки депутаты поправили ее, внеся в 1989 году сразу 25 поправок. Депутатский корпус 1990 – 1993 годов пошел дальше: с мая 1990 по октябрь 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР принял 8 законов об изменениях и дополнениях Основного Закона (31 мая, 16 июня, 15 декабря 1990 года; 24 мая, 1 ноября 1991 года; 21 апреля, 9 декабря, 10 декабря 1992года), внеся более трехсот поправок: в 1990 году – 53, в 1991 году – 29, в апреле 1992 года – 177, на седьмом Съезде в декабре 1992 года – около 90.

С учетом поправок 1989 – 1992 годов Конституция РСФСР пробрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Начавшийся процесс перестройки был ознаменован законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году. Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом. В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов, но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

16 мая 1992 года был принят закон № 2798-I, согласно которому из официального названия страны и республик в составе РСФСР были исключены определения «советская», «социалистическая», что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Т.е. ярко выраженная идеологическая «начинка» была заменена определениями, которые, конечно, тоже несли идеологическую нагрузку, но не имели окраски, свидетельствующей о приверженности одному общественно-политическому учению, и более ориентировались на распространенные в мире идеологически нейтральные и «вечные» положения о власти народа. Страна стала называться Россией – Российской Федерацией. (Однако до декабря 1993 года, т.е. до принятия Конституции Российской Федерации действовали нормативные акты, законы, регулировавшие деятельность органов государственной власти, Конституционного суда, Президента и описание государственной символики, где употреблялось наименование «РСФСР».) Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной, что упоминается в законе от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР». В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года. 18

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, который, кстати говоря, был переименован из бывшего Ленинграда путем внесения поправки, также как и Горьковская область переименована в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и несколько других областей. На основе федерального договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и ее субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики.

Это уже была не Конституция субъекта федерации, а Конституция независимого самостоятельного государства, при этом после внесения всех поправок появилась объективная необходимость в создании нового Основного закона, потому как в новых условиях, сложившихся в России в начале 90-х годов нормы Конституции 1978 года во многом противоречили принятым конституционным законам и поправкам. Кроме того, в условиях нарастания противоречий между законодательной властью и исполнительной нужно было в законодательном порядке четко разграничить их компетенцию, но если быть более откровенным, путем принятия новой Конституции обе власти пытались сделать свое положение более приоритетным или даже доминирующим в отношении друг друга.

18. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.

Разработка нового Основного закона началась с того, что на 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий. Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен, но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако два последующих Съезда оказались не в состоянии принять Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это решение.



Возникшие разногласия приобрели острый характер по вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной власти за всеми действиями Президента. Со своей стороны Президент ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений проекта. Исходя из всего этого работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления. Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но, игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться только президентом исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти, что едва ли привело бы их к адекватному компромиссу с законодательной властью.

Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта, оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.

12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718) был определен состав Конституционного совещания. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации; органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных концессий, товаропроизводителей и предпринимателей.

Предусматривалось, что в состав Конституционного совещания также должны войти народные депутаты РФ члены Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда, Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры РФ.

Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993 года Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием под предлогом причастность к делам о коррупции некоторых его координаторов и участников.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал характеристики Российского государства как социального. В нем не был выдержан принцип равноправия субъектов Российской Федерации – в Совете Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и национальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмерными правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания, вызывавшие обоснованную критику проекта. Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая – начале июня совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию. Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены. В разработанной Совещанием проект вошли многие статьи из проекта Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года проект был Совещанием одобрен.

Заключение

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что принятие каждой из Конституций РСФСР отражало процессы, которые происходили в социальной, политической, экономической жизни общества в России. Постепенно шел процесс формирования правовой системы. На каждом переходном этапе шло динамичное развитие законодательства, и прежде всего, конституционного права. В каждую из действовавших Конституций вносились изменения, принимались законы, отражающие происходящие в России преобразования в политической, экономической, социальной сферах.

Объективно и неотвратимо назревала потребность перемен, которая первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Начальным этапом создания совершенно иной по форме и содержанию Конституции явилось принятие 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В ней было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории и предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается республикой на всей ее территории. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей. Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу. Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР 1978 года, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Именно проект Конституционного Совещания и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 года, утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие со дня ее опубликования, т.е.25 декабря того же года.

Список использованной литературы:

1. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

2. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;

3. Конституция (Основной Закон) СССР от 31.01.1924г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

4. Конституция СССР от 05.12.1936г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;

5. Конституция РСФСР от 21.01.1937г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

6. Конституция СССР от 7.10.1977г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

7. Конституция РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

8. Конституция РФ от 12.12.1993г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Проспект, 2006.

10. Голубок С.А. Конституционное право: Учебное пособие. М.: РИОР, 2008.

11. Учебник. История отечественного государства и права (ч. II), М.: РИОР, 2006.

12. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. М.: Юрист, 2007.

13. Каар Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923 гг.М., 1990.

14. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: Учеб. пособие для

студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999.

15. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции М.: издательство политической литературы, 1980

16. Ескина Л.Б. Два юбилея российской Конституции.:К 80-летию Конституции РСФСР и 5-летию Конституции РФ // 1999

17. Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 года как памятник эпохи // Государство и право. – 2004. ;

18. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юристъ, 1994.;

19. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2000.;

20. Эбзеев Б.С. Конституция, правовое государство, конституционный суд: уч. пособ. для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.

21. Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека.: изд-во Саратовского ун-та, 1986.

22. Чистяков. О.И. История отечественного государства и права. Ч. Учебник. Издание 3. М., Юристъ, 2003

23. Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго. Конституционное право России: учебное пособие. Юриспруденция - М., 1999.

24. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Российский Юридический Издательский Дом. 1997.

25. Баглай М.В. Конституционное право РФ. , 2007.

26. Курицын В.М. Первая Советская Конституция 1918 года и Конституция развитого социализма//Социалистическая законность. - 1978

В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. К этому времени стало ясно, что как внешняя, так и внутренняя политика страны зашла в тупик. Была провозглашена политика «перестройки». Необходимо сделать условную периодизацию этой политики.
1985–1989 г. Начало перестройки. Поиск путей «совершенствования» социализма.
1989–1991 г. Кризис «перестройки».
1991 г. Конец «перестройки».
К середине 80-х годов экономика страны оказалась в предкризисном состоянии.
По основным показателям качества жизни страна находилась далеко позади не только развитых, но и многих развивающихся государств.
Неэффективная социалистическая экономика захлебывалась под бременем гигантских военных расходов. Части Советской Армии находились в Германии, Венгрии, Чехословакии, Польше. Осуществлялось военное вмешательство во внутренние дела Афганистана. Во все области жизни проникли взяточничество и коррупция.
В качестве объективных факторов предкризисного состояния страны следует назвать:
1. Неблагоприятную демографическую ситуацию, снижение удельного веса трудоспособного населения, сокращение трудовых ресурсов (что делало невозможным в условиях продолжения экстенсивного развития экономики обеспечивать ее потребности в рабочей силе).
2. Истощение традиционной сырьевой базы, прежде всего топливно-энергетической, на европейской территории СССР, и соответственно резкое удорожание добычи и перевозки сырья из восточных и северных районов СССР.
3. Физический износ и моральное старение оборудования (сохранившегося еще с 20-30-х годов).
4. Значительное увеличение военных расходов в связи с обострением международной обстановки в первой половине 80-х годов. В качестве субъективного фактора следует иметь в виду усиление административно-командных методов управления экономикой. Это и расширение числа отраслевых министерств и ведомств (к началу 80-х годов их было уже более 100 союзных и 800 республиканских), и низкое материальное стимулирование труда - уравниловка в оплате и отсутствие стимулирования развития научнотехнического прогресса (в СССР в промышленности доля ручного труда составила 40%, в строительстве - 55-60%; в сельском хозяйстве до 75%).
В апреле 1985 г. новое советское руководство в качестве стратегической цели провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главным его двигателем виделся научнотехнический прогресс; техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
Беспокоил руководство страны и нравственный аспект, поэтому перемены мыслились как построение «социализма с человеческим лицом».
В феврале 1986 г. на ХХVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Она включала в себя рациональное использование производственных мощностей, переход на 2-3-сменную работу, повышение дисциплины и улучшение организации труда, экономию и рациональное использование ресурсов; улучшение качества продукции, активизацию человеческого фактора, раскрепощение творческой инициативы масс.
Проведение всех этих мероприятий натолкнулось на инерцию системы.
Так, перевод на 2–3-сменную работу требовал изменения работы транспорта, магазинов, детских учреждений, поэтому и не был осуществлен в крупных масштабах. Экономии ресурсов препятствовал сложившийся затратный механизм. В условиях всеобщего дефицита и монополизма производителя лозунг улучшения качества выглядел просто нелепо - брали любую продукцию. Меры, направленные на укрепление дисциплины, были настолько непродуманными, что, кроме вреда, ничего не принесли. Это антиалкогольная кампания, введение госприемки.
В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Он предусматривал: расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства.
В 1989 г. коллективы предприятий получили право брать их в аренду и выходить из состава министерства. Заводы и фабрики различных министерств могли теперь объединяться в акционерные общества. Предприятиям было разрешено выпускать акции. Аналогичные преобразования в 1989 г. были проведены в сельском хозяйстве. Провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие арендных отношений на земле. Все, что производилось сверх госзаказа, могло реализовываться по договорным ценам. Почему же программа ускорения не пошла? Опять здесь видны как объективные, так и субъективные причины.
К объективным причинам следует отнести:
падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, что привело к сокращению валютных поступлений;
значительных средств потребовали ликвидации последствий землетрясения в Армении и Чернобыльской катастрофы.
К субъективным причинам относится то, что реформа управления промышленностью и сельским хозяйством имела половинчатый, непоследовательный характер.
Анализ развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности, развития промышленности и сельского хозяйства позволяет сделать вывод, что политика ускорения социально-экономического развития потерпела крах.
В 1988 г. XIX партконференция поставила вопрос о необходимости реформы политической системы.
Лейтмотивом духовной и политической жизни страны стала «гласность».
Особый размах и звучание политика гласности приобрела после январского (1987) Пленума ЦК КПСС. С конца 1986 - начала 1987 гг. в стране стали печатать литературные и философские произведения, не допускавшиеся в печать в период Брежнева: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, произведения Н. Гумилева, А. Платонова, Б. Пастернака, А. Солженицына, В. Войновича, И. Бродского, философов Н. Бердяева, В. Соловьева, А. Лосева и др. Наряду с литературой политика гласности коснулась и других сфер культурной жизни - кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра.


Кроме «открытия» внутренних проблем общества гласность открыла людям и западный мир с его образом жизни, традициями, причем не только высоконравственными. Для большинства людей гласность обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Второй период «перестройки» - кризис.
Половинчатость и непоследовательность реформ вели к ухудшению социально-экономической ситуации в стране. КПСС стала утрачивать инициативу. Робость и нерешительность преобразований вели к падению ее авторитета и переходу инициативы в политике от партийного аппарата к Советам, а также зарождающимся новым политическим партиям и движениям.
Возникли новые оппозиционные КПСС партии, такие, например, как «Демократический союз», «Христианско-демократический союз России», «Христианско-демократическая партия России», «Демократическая» и «Либерально-демократическая партия», « Республиканская партия Российской Федерации» и др.
В этих условиях М.С. Горбачев, связанный «социалистическим выбором» и недоверием к «демократам», подвергался резкой критике как справа, так и слева.
На ХХVIII съезде КПСС в июле 1990 г. в ходе дискуссии были приняты съездом документы, в которых заявлялось, что единственной альтернативой административно-командной системе «является рыночная экономика».
31 июля 1990 г. достигнут компромисс между Горбачевым и Ельциным по разработке экономической программы. Была создана комиссия С. Шаталина, Г. Явлинского, которая подготовила проект перехода к рынку за 500 дней.
Но под давлением консерваторов Горбачев отказался поддержать эту программу. Складывавшаяся коалиция с демократами была взорвана.
Необходимо обратить внимание и на резкое ухудшение экономической ситуации (летом 1991 г. впрямую встала угроза голода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте), обострение центробежных тенденций в СССР. Республики вводили таможенные барьеры, ограничивали вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. На выборах в большинстве республик победу одержали политические силы, выступающие под лозунгом политической независимости. 12 июня 1991 г. первым президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Этот день стал Днем независимости России.

Третий период - конец «перестройки».
С весны 1991 г. консервативные силы в КПСС предприняли наступление. На пленуме КПСС в апреле 1991 г. впервые был поставлен вопрос о недоверии Горбачеву и необходимости введения в стране чрезвычайного положения.
После избрания Ельцына президентом Российской Федерации новый премьер-министр СССР. В.Павлов, ссылаясь на резкое ухудшение ситуации в обществе, потребовал наделения правительства чрезвычайными полномочиями. В июле 1991 г. новый пленум ЦК КПСС поставил вопрос об отставке Горбачева. Начался фактический распад СССР.
Разработка нового Союзного Договора, который должен был остановить этот процесс, встретила непреодолимые препятствия. Прибалтийские республики заявили о выходе из СССР.
Представители партийно-государственной номенклатуры попытались действовать силовыми методами. В ночь с 18 на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Президент М.С. Горбачев был изолирован и фактически отстранен от власти. В него вошли Г.И. Янаев - вице-президент СССР, премьер В.С. Павлов, министр обороны маршал Д.Т. Язов, председатель КГБ В.А. Крючков и др. Однако попытка государственного переворота не удалась. Уже 21 августа заговорщики были арестованы.
Анализируя причины неудачи заговорщиков, можно отметить следующее:
- изменение массового сознания в пользу реформ;
- не учтена новая роль республик, провозгласивших свой суверенитет;
- недооценка главного центра сопротивления заговорщикам, каковыми стали демократически избранные органы власти и Президент России;
- плохая организация, а главное - боязнь ответственности членов ГКЧП.
С началом перестройки в советской внешней политике произошли серьезные изменения. В Заявлении М.С. Горбачева от 15 января 1986 г., в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 г.), выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивались признание новым советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению и решению других глобальных проблем.
Центральным пунктом советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За годы перестройки состоялось несколько встреч М.С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. В результате этих встреч в 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 г. подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
В марте 1989 г. во время визита М.С. Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы отношения с этой страной.
Во время войны в Персидском заливе (начало 1991 г.) СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака против Кувейта. За многие десятилетия это был первый случай, когда Советский Союз выступил на стороне ведущих государств мира, хотя и не принял участия в боевых действиях против агрессора.
Летом 1991 г. впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике.
Новое политическое мышление привело к геополитическим изменениям в мире. Прекратила свое существование мировая система социализма. В 1991 г. был распущен Совет Экономической Взаимопомощи. 1 июля 1991 г. государства - участники Варшавского договора - одобрили протокол о роспуске ОВД. Таким образом, история как процесс противостояния двух систем закончилась, но на смену старым противоречиям пришли новые.
Вместо бывшего СССР образовались 15 новых государств, четыре из которых имеют на своей территории ядерное оружие. Начался процесс создания национальных армий, раздел вооружения. Возникли новые очаги напряженности, споры о границах (Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Чечня). После вывода советских войск из Афганистана конфликт там так и не прекратился, а перекинулся через границы бывшего СССР, охватил Таджикистан.
Возник опаснейший очаг войны на территории бывшей Югославии. О победе нового политического мышления пока говорить рано. Вполне возможно, что новое обострение напряжения в мире еще впереди.

После августовских событий 1991 г. произошел распад СССР.
В декабре 1991 г. в Беловежской пуще под Минском президентом России Б.Н. Ельциным, Украины - Л.Н. Кравчуком и председателем Верховного Совета Белоруссии С.Ю. Шушкевичем был подписан договор о ликвидации СССР. Вместо СССР было создано СНГ - содружество независимых государств, статус которого до настоящего времени не определен. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные органы, подал в отставку президент М.С. Горбачев. Разрушение единого, складывавшегося десятилетиями народнохозяйственного комплекса резко усугубило кризис во всех независимых государствах.
В январе 1992 г. были освобождены цены на большинство товаров и услуг. В условиях сохранявшейся предельной монополизации производства это привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 100–200 раз. Уровень жизни населения России снизился примерно на 50% по сравнению с концом 80-х годов. Фактически оказались конфискованными государственные вклады населения в сбербанк. С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. К началу 1995 г. она охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли и услуг.
Первый ее этап проводился на основе ваучеров (поименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России, включая младенцев. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых предприятий. В стране появилось 40 млн. акционеров, но главным образом - номинальных, ибо 70% акций через свободную продажу сконцентрировались в руках прежних распорядителей госсобственности (номенклатуры и управленческой бюрократии). Вторым этапом приватизации было принятие закона «о приватизации государственного и муниципального имущества». Процедура приватизации была полностью монополизирована Госкомимуществом и Российским Фондом федерального имущества. Она регулировалась внутренними подзаконными актами. Ни один из выше названных органов не занимал позиции защиты интересов государства и общества.
Это привело к возникновению значительного числа преступлений. Приватизируемые объекты стали предметом пристального внимания криминальных структур. Более половины акций скупались иностранными инвесторами.
Тем временем кризис углублялся. К 1996 г. объем промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился вдвое. Спад в 70% и выше охватил выпуск не только военной, но и гражданской продукции высокой технологии - электронной, электротехнической, станкостроения и т.д.
В сельском хозяйстве валовая продукция составила две трети от 1991 г. Производство мяса сократилось в два раза и молока - в три. Единственное, что сегодня растет кроме цен, - это внешний долг. Сегодня он достиг 113 млрд. долларов.
Постепенно стала нарастать конфронтация между Верховным Советом РСФСР и президентом Б.Н. Ельциным. В апреле 1993 г. президент Б. Ельцин выступил с инициативой проведения референдума, суть которого сводилась к выяснению отношения народа к политике президента и Верховного Совета. 25 апреля 1993 г. большая часть народа выступила в поддержку президента. Опираясь на итоги референдума, Ельцин предложил созвать Конституционное Совещание, на которое вынес проект новой Конституции России. Однако Верховный Совет не признал легитимность этого совещания. В этих условиях Ельцин 21 сентября 1993 г. объявил о начале «поэтапной конституционной реформы». Первый этап - роспуск Верховного Совета и назначение выборов в новый орган власти - Федеральное собрание. Второй этап - роспуск Советов на местах. Роспуск Верховного Совета произошел в результате штурма 4 октября здания Верховного Совета. Роспуск местных Советов прошел сравнительно безболезненно.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное собрание и референдум за принятие новой Конституции.
11 января 1994 г. в Москве начали работу Государственная Дума и Совет Федерации. Был принят закон о статусе депутатов. Согласно этому закону права депутатов Госдумы значительно уменьшились по сравнению с правами депутатов бывшего Верховного Совета. Депутаты лишились права депутатского запроса, права контроля деятельности административных органов.
В феврале 1994 г. Государственная Дума объявила амнистию участникам августовских (1991) и сентябрьских, октябрьских (1993) событий. В июне 1994 г. был подписан договор об общественном согласии. Подписание договора об общественном согласии и решение об амнистии способствовали стабилизации обстановки в стране, прекращению на некоторое время гражданского противостояния.


Сохранение целостности России стало задачей нынешнего руководства страны. Наряду с принятием новой Конституции РФ на сохранение единства страны был направлен подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Федерации и были обозначены границы государства. Чечня наотрез отказалась присоединиться к договору. Через два года возник вооруженный конфликт между президентом Чечни генералом Дудаевым и силами чеченской оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством.
11 декабря 1994 г. на территорию Чечни вошли федеральные войска для наведения там Конституционного порядка. Войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением дудаевских боевиков. К исходу 1995 г. там уже погибло около 30 тыс. военнослужащих, боевиков и гражданских лиц.
В конце 1996 г. наконец-то удалось прекратить войну в Чечне. 12 мая 1997 г. после длительных переговоров был подписан договор России с Чечней, который оформил «фактическое отделение» Республики Ичкерии от России.
Так, судебная система Чечни, основанная на шариате, не входит в систему российского правосудия, (на ее территории не действуют правоохранительные органы РФ, входящие в систему МВД. Вооруженные силы Чечни не являются составной частью Вооруженных сил РФ и не подчиняются ни президенту, ни министру обороны России. Чечня фактически вышла и из экономического пространства России. Вопросы таможенного обложения товаров, пограничного контроля и т.п. решаются между Россией и Чечней, как между суверенными государствами. В этом плане мир с Чечней можно приравнять к Парижскому миру 1856 г., заключенному после Крымской войны, которую Россия проиграла, или к Портсмутскому миру 1905 г., оформившему поражение России в войне с Японией.

С распадом СССР и провозглашением СНГ выделились две сферы внешнеполитических интересов России: дальнее зарубежье и новое ближнее зарубежье.
Администрация Б.Н. Ельцина, как и прежде горбачевская, предпочтение отдавала странам Запада, главным образом укреплению отношений с США. Правительство пыталось найти в лице США, Германии, других западных стран опору в плане финансовой поддержки проводимых в стране рыночных реформ.
Но Россия получила от Международного валютного фонда лишь несколько миллиардов для стабилизации курса рубля. Зарубежные предприниматели также не спешили вкладывать свои средства в экономику России.
Вместе с тем президента РФ стали регулярно приглашать на заседания руководителей семи ведущих стран мира, где обсуждались вопросы интеграции России в мировой рынок, предоставления ей режима наибольшего благоприятствования в торговле. Однако реальных положительных результатов здесь пока нет.
На рубеже 1991–1993 гг. Б.Н. Ельцин выступил с первыми внешнеполитическими инициативами, он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не будет направлены на США. В январе 1993 г. в Москве президенты России и США подписали договор ОСНВ-2, предусматривавший взаимное сокращение к 2003 г. ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем ОСНВ-1. Договор, имеющий ряд неястых мест, не был ратифицирован Верховным Советом. Прохладно встретила его и Государственная Дума.
В июне 1994 г. РФ наряду с другими государствами СНГ и бывшего «социалистического содружества» присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО. Программа стала своего рода компромиссом между США и Россией. США и другие страны НАТО отказались от планов немедленного включения в НАТО бывших союзников СССР по Варшавскому договору - стран Восточной Европы.
Новый договор, подписанный Б.Н. Ельциным в Париже в мае 1997 г. между Россией и НАТО, никаких гарантий в том, что НАТО не будет расширяться на Восток, не дал. Договор не содержит и юридических обязательств НАТО не размещать ядерное оружие и дополнительные боевые силы на территории новых членов.
Особое место во внешнеполитической деятельности РФ занимает проблема отношений со странами ближнего зарубежья.
Ликвидация СССР сократила территорию страны примерно на четверть. При этом европейская часть РФ превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию.
Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ Россия оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки единой советской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались на территории новых независимых государств.
В этой сложной геополитической ситуации российское руководство пытается наладить конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с членами СНГ. В рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов, регулирующих отношения с бывшими союзными республиками (отлаживание режима границ и торговли, расчетов за поставки товаров и сырья, совместное освоение космоса, обмен информацией и т.д.). Заключен договор о коллективной безопасности, подписанный шестью из одиннадцати стран - членов СНГ.
В мае 1997 г. подписан Договор о союзе с Белоруссией и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной. Наблюдатели, эксперты почти единодушно расценивают его как одностороннюю уступку Россией своих принципиальных позиций. Теперь в договорном порядке подтверждены суверенные права Украины на Крым и Севастополь, ей практически безвозмездно отдана значительная часть Черноморского флота.
В заключение следует сказать, что как во внутренней, так и во внешней политике Россия вновь стоит на историческом перепутье. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие страны - к подлинной демократии или очередному авторитарному режиму? Это решается сегодня в острой борьбе различных социальных и политических сил.
В 1998 г. в стране усилился экономический и политический кризис. Весной 1998 г. был отправлен в отставку премьер-министр В. С. Черномырдин. Премьер-министром стал С. В. Кириенко, но уже после 17 августа 1998 г. (после обвала рубля) он был снят. Премьерминистром стал Е. М. Примаков. Ему удалось несколько стабилизировать экономическую ситуацию; прекратилось резкое падение курса рубля по отношению к доллару США. Началось оживление промышленности. Резко вырос рейтинг Е. М. Примакова как в стране, так и за рубежом. Но в мае 1999 г. он тоже был отправлен в отставку. Премьерминистром был назаначен С. В. Степашин (до этого - министр внутренних дел в правительстве Е. М. Примакова). Он продержался на этом посту до начала новой чеченской кампании (август 1999 г.). После нападения чеченских боевиков на Дагестан премьер-министром стал В. В. Путин. Война с чеченскими боевиками приняла затяжной характер. В такой нестабильной экономической и политической обстановке началась подготовка к выборам в третью Государственную Думу. Выборы состоялись 19 декабря 1999 г. В них приняли участие 66 840 603 человека или 61,85% избирателей.

Справка.
Главы партии.

В.И. Ленин 1917-1922
И.В. Сталин 1922-1953
Н.С. Хрущёв 1953-1964
Л.И. Брежнев 1964-1982
Ю.В. Андропов 1982-1984
К.У. Черненко 1984-1985
М.С. Горбачёв 1985-1991

Главы государства.

Л.Б. Каменев окт.1917-нояб.1917
Я.М. Свердлов 1917-1919
М.И. Калинин 1919-1922
М.И. Калинин от РСФСР до янв. 1924
Г.И. Петровский от УССР до янв. 1924
А.Г. Червяков от БССР до янв. 1924
Н.Н. Нариманов от ЗСФСР до янв. 1924
М.И. Калинин 1924-1946
Н.М. Шверник 1946-1953
К.Е. Ворошилов 1953-1960
Л.И. Брежнев 1960-1964
А.И. Микоян 1964-1965
Н.В. Подгорный 1965-1977
Л.И. Брежнев 1977-1982
В.В. Кузнецов 1й зам. до июня 1983
Ю.В. Андропов 1983-фев. 1984
В.В. Кузнецов 1й зам. до апр. 1984
К.У. Черненко 1984-март 1985
В.В. Кузнецов 1й зам. до июля 1985
А.А. Громыко 1985-1988
М.С. Горбачёв 1988-1991

Главы правительства.

В.И. Ленин 1917-1924
А.И. Рыков 1924-1930
В.М. Молотов 1930-1941
И.В. Сталин 1922-1953
Г.М. Маленков 1953-1955
Н.А. Булганин 1955-1958
Н.С. Хрущёв 1958-1964
А.Н. Косыгин 1964-1980
Н.А. Тихонов 1980-1985
Н.И. Рыжков 1985-1990
В.С. Павлов 1990-1991

Руководители внешнеполитического ведомства.

Л.Д. Троцкий 1917-апр. 1918
Г.В. Чичерин июнь 1918-1930
В.М. Молотов 1939-1949
А.Я. Вышинский 1949-1953
В.М. Молотов 1953-1956
Л.Т. Шепилов 1956-1957
А.А. Громыко 1957-1985
Э.А. Шеварнадзе 1985-1990
А.А. Бессмерных 1990-авг. 1991
Э.А. Шеварнадзе авг. 1991-дек. 1991

Итоги выборов таковы: КПРФ получила 67 мандатов, блок «Единство» - 64, блок «Отечество - Вся Россия» - 37, Союз правых сил - 24, блок Жириновского - 17, «Яблоко» - 16. 22 декабря был ратифицирован Советом Федерации договор между Россией и Белоруссией «О создании Союзного государства». В области внешней политики авторитет России, ее влияние на международную жизнь резко упали. Это наглядно подтвердила миссия В. С. Черномырдина на Балканах в связи с военной агрессией НАТО против Югославии.
Весной 1999 г. блок НАТО развязал военную агрессию против Югославии под предлогом защиты косоваров - косовских албанцев, якобы, от зверств сербов. И хотя впоследствии выяснилось, что обвинения сербов были надуманными, агрессия состоялась и послужила основанием для пересмотра натовской доктрины - присвоения НАТО права вмешиваться в дела любой страны на нашей планете.
Стремление Соединенных Штатов к созданию однополярного мира, в котором бы США играли главную роль, вызвало обеспокоенность России и Китая. В декабре 1999 г. в Пекине состоялись переговоры президента России Б. Н. Ельцина и председателя КНР Цзян Цземина. На переговорах речь шла об ответных мерах на стремление США выйти из договора 1972 г. по ПРО (противоракетной обороне). Страны договорились об усилении координации действий в интересах обеспечения международной безопасности и создании многополярного мира.
31 декабря 1999 г. президент Борис Ельцин ушел в отставку. В новогоднюю ночь 2000 года он попросил прощения у своего народа. Исполняющим обязанности президента России стал В. В. Путин. Выборы президента были назначены на 26 марта 2000 г.

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Современная российская экономика находится в тесной зависимости от дорогого импортного сырья, которое вынуждены закупать российские компании, уплачивая при этом высокие налоги. Соответственно, доля импортной продукции составляет довольно весомую часть от всей продукции, производимой в России. Однако, в свете событий последних лет и постоянно вводимых контрсанкций, структура ввоза импортной продукции и доля участия такой продукции в экономике страны претерпели изменения, о которых мы и поговорим в этой статье.

Доля импортной продукции на российском рынке в 2016 году

Подводя итоги 2016 года, можно смело говорить о снижении доли импортной продукции в российской экономике. Общий объем импортной продукции в 2016 году достиг отметки в 183,6 миллиарда долларов, и это на 0,3 % ниже, чем прошлом году. Максимальное снижение доли импортной продукции было отмечено в январе и феврале 2016 года, падение составило 18,7 % и 16,7 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Объем импортной продукции в физическом выражении также снизился. Сократился ввоз таких категорий товаров, как автотранспорт, электрогенераторы, текстиль, продовольствие. Одной из главных причин, повлиявших на сокращение объемов импортной продукции, стало, несомненно, падение курса рубля. Цены на импортную продукцию попросту поднялись, и ввозить е стало не так выгодно, как раньше. Другими причинами, повлиявшими на падение доли импортной продукции, стали снижение потребительского спроса на определенные товары, а также сокращение производства в ряде отраслей промышленной сферы, пришедшиеся на первую половину 2016 года.

Общие объемы импортной продукции упали и по причине запрещающих мер, вводимых российским правительством в ответ на санкционные меры западных стран. В 2016 году действовало не только продовольственное эмбарго, приведшее к небывалому падению продовольственных поставок из стран ЕС и США, но также был введен запрет на ввоз турецкой сельхозпродукции: томаты, мандарины, баклажаны и другие фрукты и овощи. Данный запрет охватил практически 60 % от всего объема экспорта продовольствия турецкой стороной. Осень ознаменовалась частичным снятием данного запрета, однако объемы поставок импортной продукции успели заметно измениться.

С начала года, вкупе с запретом на ввоз турецкой сельхозпродукции, действовал и негласный запрет на ввоз текстиля из Турции. На таможне подобный товар российской стороной не пропускался.

Российское правительство также вводило и иные нетарифные меры. К примеру, в осенний период под запрет ввоза импортной продукции попали плодоовощные культуры из Египта, поводом для запрета послужили выявленные Россельхознадзором факты множественных нарушений. С июля был запрещен импорт украинских кормов, октябрь был отмечен вводом временных ограничений на импорт молдавской свинины, ноябрь – пищевой соли.

В течение нескольких лет продолжает свое падение импорт транспортных средств, составляющий почти половину от общего объема зарубежных поставок. Причиной тому служат высокие таможенные пошлины и введенные утилизационные сборы.

В свою очередь, ввод так называемых контрсанкций, действие которых было изначально направлено на ряд стран (в основном стран ЕС), а в дальнейшем и на Турцию, также повлиял на российскую экономику, хоть и не в такой значительной степени. Причиной тому стали следующие факторы.

Не удалось в полной мере наладить «импортозамещение» продукции, попавшей под запрет ввоза. Иными словами, пропорциональный рост российского производства точных аналогов импортной продукции, не состоялся. Произошло это в том числе и потому, что значительно упал курс рубля, приведший в свою очередь к существенному сокращению потребления. На этом фоне потерянная доля ввозимой импортной продукции стала не столь заметной.

Рост цен на продукцию категории «импортозамещение» оказался выше, чем средний рост цен на товары повседневного спроса. Упавший спрос на подобную продукцию и катастрофическое снижение качества аналогов российского производства (для удешевления и ускорения производственного процесса стали использоваться суррогатные компоненты, не выдерживались технологические процессы и т. д.) привел к тому, что ни излишки производства, ни дефицит так и не образовались.

В 2016 г. согласно экспертному мнению уровень продовольственной безопасности (доля отечественной сельхозпродукции и продовольствия на внутреннем рынке) составил: зерна и зернобобовых культур – 99,2 %, (показатель превысил пороговое значение, провозглашенное в «Доктрине продовольственной безопасности», составлявшее 95 %), картофеля – 97,4 % (95 % соответственно), сахара – 94,6 % (80 %), растительного масла 83,6 % (80 %), мяса и мясопродуктов – 89,3 % (85 %), молока и молочных продуктов – 79,8 % (90 %), что свидетельствует о снижении доли импортной продукции по подавляющему числу позиций до минимума.


Товарная структура импорта в 2016 году

Структура потока импортной продукции из стран СНГ претерпела за последние годы некоторые изменения, в частности, каждый год растет доля импортной продукции продовольственной категории. Январь и декабрь показали рост доли импортного продовольствия до 23,3 %, в аналогичный период 2015 года доля импортной продукции данного вида составляла всего 20,8 %.

Продовольственное эмбарго, которое Россия ввела в ответ на санкционные меры представителей западных стран, заставило начать поиск новых поставщиков, которыми и явились страны блока СНГ, обеспечившие себе преимущество в поставке товаров за счет низкой стоимости продуктов и неоспоримого удобства пользования развитой логистической сетью.

В 2016 г. обозначился высокий рост поставок таких продовольственных товаров, как сыр и творог – объем поставок увеличился на 7,4 %, сливочное масло – на 2,7 %. Наряду с ростом доли импорта некоторых видов сельхозпродукции, было также зафиксировано сильное падение поставок свинины – до 83,6 %. Связано это было с введением ограничений на поставки данной продукции Россельхознадзором, причиной запрета стали вспышки заболевания свиней африканской чумой.

В машиностроительной отрасли также обозначился рост объемов импортной продукции на 6,2 %. Максимальный рост пришелся на импортные грузовые автомобили – 51,2 %. Прошедший год также обозначился ростом спроса российских представителей на технику и оборудование сельскохозяйственного назначения.

Также увеличились физические объемы поставок металла и металлических изделий на 9,9 % (в денежном выражении объем поставок вырос на 1,9 %). В данной категории товаров максимальное увеличение доли импортной продукции было зафиксировано за металлическими трубами и составило 40,2 % и нелегированной стали и плоского проката – 17,8 %.

Увеличился объем доли такой импортной продукции, как текстиль, рост составил 25,8 % в денежном выражении. На данный сегмент рынка и изменения в структуре ввоза импортной продукции повлияли конфликтная ситуация с Турцией и удорожание китайского текстиля вследствие снижения курса рубля. Это привело к необходимости поиска поставщиков среди стран СНГ.

Основную часть товаров, импортируемых из стран дальнего зарубежья, составляют оборудование и машины. Доля импортной продукции данной категории товаров также выросла с 48 % до 50,2 %. Такие торговые ограничения, как высокие пошлины на ввоз автомобилей из-за рубежа и утилизационные сборы, а также тот факт, что иностранные компании начали размещать производство автомобилей на территории РФ, негативно сказались на ввозе импортных легковых автомобилей – объем импорта снизился на 24,8 %, грузовых – импорт «просел» на 17,5 %. В других сегментах данного рынка наблюдалась обратная ситуация, возросла доля импортного механического оборудования на 4,1 %, оптических инструментов и электрического оборудования на 1,8 %.

Ввоз импортной продукции химического производства (занимают второе место в общем объеме импортируемых товаров) в физическом выражении вырос на 4 %. Кроме традиционных закупочных позиций – мыла и косметических средств, также выросла доля импортных удобрений. Согласно данным «Фосагро», потребительский спрос на удобрения в России вырос на 17 %.

В других группах товаров было отмечено снижение доли импортной продукции. Сокращение импорта коснулось продовольствия – физический объем ввоза снизился на 9,1 %, текстиля – на 8,5 %, металлов и металлический изделий – на 5,1 %.

Как было отмечено в ежегодном отчете Правительства в Госдуме, доля, которую составляет импортное продовольствие и сырье для сельского хозяйства, сократилась за 2016 год на 0,8 % и составила 13,7 %.

Сокращение ввоза импортной продукции стало возможным благодаря активному росту производства продукции в России и ответным мерам на санкции со стороны Запада, введенным с августа 2014 года.

Если рассматривать ввоз импортного продовольствия и сырья для сельского хозяйства в денежном эквиваленте, то сокращение за 2016 год составило 24,9 миллиарда долларов (6,4 %). Так, например, ввоз импортной свинины снизился на 15 %, свежей и мороженой говядины – на 17 %, мяса птицы – на 15,3 %, филе рыбы – на 10,6 %, свежих овощей и фруктов – на 18,9 %.

Доля импортной продукции на российском рынке в 2017 году

Несмотря на то, что рубль с начала года укрепил свои позиции, импортная продукция не стала дешевле. Улучшение в этой сфере, скорее, дало возможность и потребителям, и производителям использовать ситуацию для решения конкретных задач. Тем не менее, возможность для экономии оставалась.

На начало декабря 2016 года доллар стоил 65 рублей. В конце февраля он стал дешевле – 58 рублей, вместе с тем понизился и курс евро – с 69 до 61 рубля. Результат не заставил себя ждать – например, уже в январе онлайн-сервис Level.Travel отметил увеличение количества запросов, связанных с летним отдыхом, в 3,5 раза.

Со стороны производителей автомобилей действия, связанные с укреплением рубля, были эпизодическими. Ряд компаний в течение последних двух месяцев заявили о том, что цены на запчасти и готовые автомобили снижены. Стоит отметить, что у некоторых производителей стали дешевле автомобили 2016 года выпуска. Однако делать выводы о тенденциях ценовой политики на авторынке еще рано: производители выжидают и внимательно следят за курсом рубля.

В то же время укрепление рубля оказало влияние на рынок продаж бытовой техники и электроники. Участники рынка и представители профильных компаний отмечают снижение цен на 5–20 % с начала октября на отдельные флагманские модели смартфонов. В среднем, снижение стоимости произошло в отношении 9 из 10 моделей, пользующихся наибольшим спросом. Снижение цен на другие потребительские товары в этой сфере (бытовая техника, телевизоры и др.) проходило в рамках распродаж и акций. При этом необходимо учитывать, что на стоимость техники, кроме курса валют, влияют также уровень пошлин, цена комплектующих, расходы на аренду и логистику и пр.

Также не торопятся понижать цены зарубежные производители одежды – отката после повышения цен не происходит. Ретейлеры, в большинстве своем, сделали выбор в пользу сохранения прошлогодних цен, решив при этом акцентировать внимание на товарах с «выходными» ценами для привлечения покупателей. При планировании закупок ретейл устанавливает цены на срок в полгода как минимум. В результате пересматривают цены обычно не чаще двух раз в течение года, а незапланированные акции проводят при неспрогнозированном резком понижении потребительского спроса.

Существующее на данный момент положение рубля нельзя назвать стабильным, и на основании этой информации не стоит осуществлять масштабный и серьезный пересмотр цен – в этом мнения специалистов различных рынков сходятся (и отличаются от мнения потребителей). По их словам в настоящее время производители находятся в состоянии выжидания – укрепится рубль дальше или нет.

Анализ озвученной выше информации позволяет сделать предположение, что сколь-нибудь серьезные изменения доля импорта продукции в России в 2017 году не претерпит, в отличие от предыдущего года. Но факты указывают на другое.

Ввоз импортной продукции в Россию за первые четыре месяца года вырос на 23 % в годовом выражении, его общий объем составил 55,3 миллиарда долларов. Федеральная таможенная служба (ФТС) сообщила об этом 22 мая 2017 года.

За апрель доля импортной продукции, поступившей из стран дальнего зарубежья, снизилась на 3 % по сравнению с предыдущим месяцем и в стоимостном измерении составил 15,3 миллиарда долларов.

Госстат Украины констатировал в апреле увеличение экспорта в Россию на 54 % всего за два месяца с начала года. Данные Eurostat показывают рост поставок товаров в январе-марте 2017 года из стран Европейского союза в Россию на 28 % (до 20 миллиардов долларов). По итогам первого квартала Главным таможенным управлением Китая было зафиксировано увеличение товарооборота с Россией на 29 % (до 18 миллиардов долларов).

В результате мы можем заметить, что невзирая на существующие санкции главными торговыми партнерами России являются страны, входящие в ЕС – 124,9 миллиарда долларов. Торговый оборот России со странами – участницами Евразийского союза составил пока 9,4 миллиарда долларов. Но если рассмотреть ситуацию с точки зрения странового эквивалента – основной партнер в торговых отношениях – это Китай (примерно 40,2 миллиарда долларов). Второе место занимает Германия (24,9 миллиарда долларов). Третье – Нидерланды (20,5 миллиарда долларов).

Итак, торговля с Россией – выгодное дело и многие страны не просто не уменьшили объем торговли с РФ, но даже увеличили его. Так, например, произошло с Францией, Китаем и Нидерландами. Наблюдается рост импорта их товаров и услуг в Россию.

Для определения доли импортной продукции в общем товарообороте России организациям требуется большой объем информации о рынке, которой у них часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами.

Наша компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

    коммерческий транспорт и спецтехника;

    стекольная промышленность;

    химическая и нефтехимическая промышленность;

    строительные материалы;

    медицинское оборудование;

    пищевая промышленность;

    производство кормов для животных;

    электротехника и другие.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:

    Точность предоставления данных. Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчеты рыночных показателей и долей рынка участников.