Характеристика промышленности японии кратко. Промышленность в японии

Словно бессмертный феникс, после поражения во Второй мировой войне страна Восходящего солнца возродилась из пепла. В основном это касается экономики и промышленности Японии. После поражения 1945 года перед правительством страны стояло две задачи: устранить гиперинфляцию или бросить все ресурсы на восстановление промышленности. Естественно был выбран второй вариант, и уже через 10 лет промышленное производство страны восстановилось на 80%. Этот скачок в развитии стали называть «японским экономическим чудом».

Сегодня промышленность Японии считается одной из передовых на мировом рынке. Несмотря на высокий уровень зависимости от импортируемых ресурсов, страна Восходящего солнца может похвастаться множеством достижений в разных промышленных сегментах.

Краткий обзор

Современная промышленность Японии во многом зависит от импорта недостающих ресурсов. Повинуясь необходимости, страна сократила энергоемкое и металлоемкое производство, сосредоточив основное внимание на развитии наукоемкой отрасли. Несмотря на это в Японии хорошо развита металлургия, машино-, судо- и автомобилестроение, энергетика, химическая, пищевая и легкая промышленность.

Обсуждая кратко промышленность Японии, стоит остановить внимание и на хозяйственной промышленности. Одним из важнейших его сегментов выступает сельское хозяйство, которое производит 2% НВП и на 70% удовлетворяет продовольственные нужды жителей. Главная роль в нем отведена растениеводству, в основном выращиванию риса. Также интенсивно развивается животноводство (свиноводство, птицы, КРС). Благодаря удачному расположению японских островов в стране активно ведется рыбный промысел. Для этого дела страна обзавелась одним из крупнейших рыболовецких флотов, его численность превышает 400 тысяч судов.

Хотя на развитие хозяйства и промышленности Японии влияют частые землетрясения и цунами, это не является причиной, чтобы перестать быть лучшими. До 50-х годов прошлого века в центре промышленного потенциала была тяжелая промышленность. Сегодня активно развиваются все ее сегменты, а доля японской промышленности в мировом производстве составляет 14 %.

Металлургия

Мало кому известно, но Япония издавна промышляет черными и цветными металлами. Пожалуй, это одна из важнейших отраслей международного сообщения. В 70-х годах прошлого века металлургическая промышленность Японии достигла своего апогея - по выплавке стали страна обогнала США. Это стало возможным благодаря капитальному строительству металлургических заводов. Всего за 10 лет в стране выросло 20 новых предприятий.

Начиная с 80-х годов, в металлургии наметился спад производства из-за энергетического кризиса, количество производимой продукции не вернулось к прежним показателям, но оставалось стабильным. Сегодня Япония снабжает 15% мирового спроса на сталь. Технологическое оснащение предприятий намного выше подобных заводов передовых стран. Из 14-ти самых крупных металлургических предприятий мира 8 принадлежат Япония, что само по себе является высоким показателем.

Энергетика

Немаловажного значения в промышленности Японии занимает энергетика. Развитие этой отрасли можно разделить на 5 этапов:

  1. 1950-е годы. Основными поставщиками электричества являются ГЭС. По всей стране насчитывалось 600 станций. Но к концу десятилетия их продуктивность начала снижаться, сильно сказалось постоянное использование речных створов. Передовыми производителями энергетики становятся ТЭС
  2. 1960-е годы . Япония начала импортировать дешевую нефть, что сделало возможным строительство ТЭС по всей территории страны. Ведь раньше они строились в непосредственной близости к угольным бассейнам. К середине 70-х годов ТЭС обеспечивали 80% электроэнергии.
  3. 1970-е годы . Энергетическую отрасль промышленности Японии настиг кризис. Нефть резко возросла в цене, из-за чего были пересмотрены энергетические концепции. Нефть была заменена импортным углем, широко использовался природный газ. Построена первая геотермальная электростанция. Но основную ставку правительство поставило на быстрое развитие атомной энергетики.
  4. 1980-е годы . Развитие электроэнергетической мощности. Энергия поступает не только с ТЭС, ГЭС и АЭС, но и от альтернативных источников.
  5. 1990-е годы . Последний, перспективный, этап развития энергетики. В это время правительством было принято решение по максимуму использовать всю мощность и возможности АЭС. При этом параллельно развивать альтернативные источники энергии.

Сейчас потребление энергии Японией составляет 5% от мирового производства. В стране функционирует 39 атомных энергетических блоков. Источники нетрадиционной энергии, на которые было возложено столько надежд в 80-х-90-х годах теперь поставляют только 1% от общего энергопотребления.

Автомобили

Эта специализация промышленности Японии считается одной из самых развитых в мире. Из-за энергетического кризиса 70-х годов вырос спрос на японские автомобили, которые потребляли меньше топлива. Учёные разрабатывали машины небольших габаритов с энергетическим потреблением бензина для внутреннего рынка, но вскоре они стали востребованными на мировом рынке. К концу 80-х годов страна выпустила 10 миллионов автомобилей и к началу 90-х стала лидером среди стран, что производят автомобили. Почетное 1 место Япония удерживала на протяжении 15-ти лет. Потом вырос курс иены, и производство немного сократилось, но даже сегодня японские автомобильные заводы функционирую в разных уголках мира.

Сейчас страна находится на втором месте по выпуску автомобилей. Самыми большими концернами являются: «Тойота», «Хонда», «Ниссан», «Мазда» и «Мицубиси».

Машиностроение

Что касается других отраслей машиностроения, то вначале 1990-х годов они сделали уклон в наукоемкое изготовление, которое не требовало большого количества сырьевых ресурсов. Как пример такого направления можно назвать роботостроение. В конце 1980-х годов ученые предприняли первые попытки в создании робота-гуманоида. С каждым годом они совершенствуют свои наработки. В результате у них получился современный робот-андроид АСИМО, который обладает зачатками первого в мире искусственного интеллекта.

Немало усилий было приложено для усовершенствования изготовления металлорежущих станков, которые с 1982 года являются лидерами на мировом рынке. Первые позиции занимает Япония и в выпуске бытовой электроники. Стоит отметить, что в начале 60-х годов здесь практически не производили продукции подобного рода, но уже в 1993 году доля микроэлектроники и бытовой техники на рынке составила 46%.

Не отошли на второй план и традиционные специализации промышленности Японии. Так, судостроение все еще остается сегментом международной специализации. Поставка судов на всемирный рынок составляет более 28%.

Авиастроение

Только в 1960-х годах этому сегменту начали уделять достаточное внимание в Японии. Развитие промышленности в области авиации и ракетостроения, несмотря на небольшой выпуск продукции, специалисты считают главным базисом экономики в ближайшем будущем.

В конце 60-х годом специалисты в области авиастроения начали разрабатывать собственную модель летательного аппарата. 1973 год ознаменовался созданием первого, отечественного, ультразвукового самолета Т-2. Эта модель стала прототипом для конструирования истребителя Ф-1.

За многими показателями этот сегмент уступает авиаракетному производству стран Европы и США. Однако он является основной составляющей военного потенциала страны. Половина заводов авиаракетной промышленности заняты в изготовлении продукции предназначенной для военных целей.

Электроника

Важно уделить внимание такой отрасли обрабатывающей промышленности Японии как электроника. Правительство выражает огромную поддержку заводам по выпуску электронных изделий. Так как, производство любых приборов основывается на экспериментально-научной работе, то это требует огромных материальных затрат. Тем не менее, они окупаются.

На международном рынке высоко ценится такая продукция как приборы для аэрофотосъемки, микроскопы, микросхемы, видеокамеры, фотоаппараты, навигаторы, медицинское оборудование. Она отличается высоким качеством и в большинстве своем оснащена человеко-понятным управлением (ЧПУ).

Химическая промышленность

Одна из главных промышленностей Японии. Некоторые ее производства (косметические средства, лакокрасочные, технические масла и лекарственные препараты) существуют уже давно. Новый виток развития в химическое производство получило, когда начали активно перерабатывать отходы лесного хозяйства и металлургии.

В 1960-х годах началось производство нефтехимии. Это дало возможность создавать синтетические продукты. Их можно было использовать как новый вид сырья с низкими ценами. Япония считается одним из крупнейших производителей соды, серной кислоты, аммония сульфата, синтетических смол, пластмассы и каучука, искусственного волокна.

Не обделена вниманием экспертов и область биохимических исследований: лекарственные препараты, средства по защите аграрных растений, витамины и кислоты, составляют добротную часть экспортной продукции.

Легкая промышленность

Сферы легкой и пищевой промышленности стали первыми, кого зацепила индустриализация ХХ века. Техническая реконструкция больших предприятий заметно отразилась на текстильном производстве, которое ежегодно опережает Европу и США объемам товарооборота. Для работы используется отечественные химические волокна, а также импортные хлопок и шерсть.

Важное место занимает изготовление керамики. В современных реалиях это не только дань культурным традициям, но и достаточно выгодное дело, ведь на территории Японии обнаружено 170 каолиновых месторождений. В стране также стремительно и результативно развивается деревообработка. По состоянию на 2015 год в Японии функционирует более 30 000 лесопильных и фанерных заводов.

Сельское и лесное хозяйство

Важную позицию в экономике занимает сельское хозяйство, что обеспечивает основную часть продовольственных запросов. В целом оно держится на мелких землевладельцах, основная часть которых женщины или пенсионеры.

55% всех посевных площадей отведен под рис, который составляет основу ежедневного рациона. Садоводство развивается согласно установившемся традициям: в субтропических регионах выращивают цитрусовые, чай и тутовник; на севере и возвышенных районах - яблоки.

Производство товаров животного происхождения все еще отстает от спроса, хотя с 1960-х годов количество этой продукции увеличилось более чем на 70%.

Площадь лесов на территории страны в 5 раз выше, чем территория земель отведенных для сельскохозяйственных нужд. Поэтому много крестьян заняты не только в сельском, но и лесном хозяйстве, которое удовлетворяет 50% рыночного спроса.

Рыболовство

Важное место в промышленности отведено и рыбацкому делу. Ведь Япония - это, прежде всего, рыболовное государство. Активно промышляют выловом даров моря в глубоких водах. Ближе к берегу рыбу ловят с баркасов. По улову рыбы страна занимает первое место в мире, а морепродукты составляют основу пищевого рациона. В Японии активно развивается марикультура. Еще в VIII веке японцы научились создавать искусственные рифы, места для нереста и рыбные пастбища.

Помимо рыбной ловли жители Японии занимаются жемчужной промышленностью. Ежегодно со дна океана достают 500 раковин. Но если раньше в них пытались найти настоящие жемчужины, то теперь раковины нужны для их искусственного выращивания.

И куда бы ни бежал прогресс гармонично сочетать новое и традиционное может только Япония. Промышленность и сельское хозяйство получили возможность снова стать на ноги только благодаря этой особенности японского народа.

На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики; 2) производство новых композитных материалов; 3) биотехнология.

Страна занимает первое место в мире по производству судов, металлорежущих станков, промышленных роботов, фотоаппаратуры и другой продукции.

Сохраняется высокий уровень производства потребительских товаров, в значительной мере ориентированный на экспорт. Наращивается выпуск медицинской электронной аппаратуры, микроэлектроники, станков с числовым программным управлением. Япония поставила целью освоение ближнего космоса.

Основные объекты машиностроения сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса. Исключительное место занимает Токийский район (Кэйхин), который дает более 30% продукции машиностроения. Целая цепь промышленных узлов создана на побережье внутреннего Японского моря. Государство стимулирует промышленное развитие окраинных районов страны.

Топливно-энергетический комплекс. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, древесина. Рост тяжелой промышленности обусловил существенные изменения в энергетической базе Восточной Японии, где сосредоточены наиболее энергоемкие производства. Резко возросли масштабы потребления импортной нефти и угля, а доля национальных источников энергетики заметно снизилась. Энергетическая база японской промышленности является весьма уязвимой. На 80% она находится в зависимости от импорта нефти.

Япония потребляет в настоящее время 5% мирового производства электроэнергии. В 2000 г. она произвела 1012 млрд квт. электроэнергии, вышла по этому показателю на третье место в мире после США и КНР. В своем развитии электроэнергетика Японии прошла несколько этапов. Первый из них можно назвать гидроэнергетическим, он пришелся на 50-е гг. Второй этап охватил 60-е гг. и первую половину 70-х гг. Третий этап начался с середины 70-х до середины 80-х гг. Четвертый – с середины 80-х до середины 90-х гг. Последний пятый – с середины 90-х до настоящего времени.

На первом этапе в 1950 г. доля ГЭС в общей выработке электроэнергии достигла 85%, в 1960 г. она снизилась, но все же составляла еще 50%. В Японии нет крупных ГЭС. Все гидростанции – небольшие и расположены главным образом в центральных горных районах острова Хонсю. Общее число их достигает 600. В 50-е гг. ГЭС обеспечивали базовую нагрузку энергосистем. Однако в дальнейшем доля их в общей выработке начала снижаться. Сказались как использование речных створов, наиболее удобных для сооружения ГЭС, так и конкуренция со стороны тепловых электростанций.

Второй этап, охватывающий 60-е гг. и первую половину 70-х гг., можно назвать теплоэнергетическим. Конечно, ТЭС строились и до этого. Но они ориентировались главным образом на отечественные угольные ресурсы и, прежде всего, на главный угольный бассейн, расположенный на севере острова Кюсю, где сложился целый куст ТЭС. Отсюда уголь привозился и на ТЭС, питавшие энергией крупные города мегаполиса Токайдо. В 60-е гг., когда Япония стала в больших количествах импортировать дешевую нефть, оказалось более выгодным перевести большинство ТЭС с угольного на нефтяное топливо. В связи с этим произошел сдвиг тепловой электроэнергетики к морю, куда доставлялась сырая нефть, и где были построены крупные нефтеперерабатывающие заводы. И ныне крупнейшие ТЭС Японии (мощностью в 3–4 млн квт. и более) располагаются на побережье Тихого океана и внутреннего Японского моря, вблизи от Токио, Нагои и Осаки (Касима, Содегаура, Анегасаки, Тита, Химедзи). А доля ТЭС в общей выработке электроэнергии уже к середине 70-х гг. возросла до 80% (в том числе на жидком топливе – 70%, на импортном сжиженном природном газе – 7 и на угле – 3%).

Начало третьему этапу развития энергетики Японии было положено мировым энергетическим кризисом середины 70-х гг. Резкое подорожание нефти и уменьшение ее импорта привело к пересмотру энергетических концепций Японии, которые коснулись и электроэнергетики. Снова стала расти выработка на угольных ТЭС, но ориентирующихся уже не на отечественный, а на более дешевый импортный энергетический уголь, главным образом австралийский. Шире стал использоваться для этой цели сжиженный природный газ, поступающий из Малайзии, Индонезии, Брунея, ОАЭ, Аляски. И все же главная ставка была сделана на быстрое развитие атомной энергетики. Поэтому третий этап можно назвать атомно-энергетическим. На первый взгляд, это может показаться странным. Хорошо известно, что Япония оказалась первой страной, пережившей атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и испытывающей с тех пор своеобразную «атомную аллергию». Атомная энергетика Японии целиком ориентируется на импортное урановое сырье. И если такая ставка была сделана, то только потому, что другой альтернативы для развития энергетики страны практически не существовало. К тому же высочайший научно-технический уровень японской экономики, как считалось, позволит обеспечить экономичность и безопасность атомной энергетики. Строительство атомно-энергетических реакторов в Японии было начато в

70-х гг. по лицензиям американских и французских фирм. Уже в середине

80-х гг. в стране действовали 30 реакторов, а доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила 18%. Были разработаны новые технологии, благодаря которым атомная энергия оказалась дешевле электроэнергии, вырабатываемой на обычных конденсационных ТЭС. К середине 80-х гг. было закончено сооружение таких АЭС, как Фукусима, мощностью в 8,8 млн кВт, Хитати и др. Практически все АЭС Японии расположены на морском побережье. Это объясняется тем, что небольшие реки острова Хонсю, которые к тому же используются для орошения и водоснабжения, не могут обеспечить АЭС циркуляционной водой для охлаждения реакторов, а использование обычных градирен затруднительно из-за очень высокой влажности воздуха. Многие прибрежные АЭС располагаются на специально намытых площадках, хотя это так же, как и необходимость проведения антисейсмических мероприятий, переноса рыбацких поселков и дорог сильно удорожает строительство.

В качестве четвертого этапа можно выделить период с середины 80-х до середины 90-х гг. Для него характерен дальнейший рост электроэнергетических мощностей и некоторая стабилизация структуры ее выработки. Ныне ТЭС вырабатывают около 59,3% всей электроэнергии и обеспечивают базовую нагрузку в энергосистемах. Такую же функцию выполняют и АЭС. В 2000 г. в стране действовали 52 реактора общей мощностью 44,068 млн кВт (третье место в мире после США и Франции), а доля АЭС в производстве электроэнергии составляла 31,1%. Что же касается ГЭС, то их доля снизилась до 9,3%. На электростанциях, работающих на альтернативных источниках энергии, производится 0,3% электроэнергии.

Наконец, пятый этап можно назвать перспективным. После публикации в 1990 г. очередной «Белой книги» японского министерства внешней торговли и промышленности можно со всей уверенностью утверждать, что ближайшие двадцать лет также пройдут под знаком форсированного развития атомной энергетики. В ближайшие двадцать лет предполагается ввести в действие еще 40 атомных реакторов, и в том числе в 2000–2001гг. увеличились мощности действующих АЭС до 72 млн кВт, а их доля в общей выработке электроэнергии – до 43%. По прогнозам, к 2010 г. на АЭС будет вырабатываться уже 71% электроэнергии.

Проблема безопасности АЭС остро стоит во всех странах. В Японии она успешно решается. Во-первых, на всех АЭС каждый год проводятся проверки технического состояния станций. Кроме того, каждый день проводится полный качественный контроль всех агрегатов как самим персоналом, так и определенными охранными компьютерными системами. Почти при всех АЭС существуют тренировочные центры, где обучается весь персонал, проигрываются критические ситуации.

Большой интерес для Японии представляет использование нетрадиционных источников энергии. Япония – страна действующих и потухших вулканов. Здесь, особенно на острове Хонсю, известны тысячи горячих источников, гейзеров и фумарол. Уже в 70-х гг. здесь была построена первая геотермальная электростанция. К началу 90-х гг. в стране насчитывались уже миллионы «солнечных домов», в которых солнечная радиация используется для обогрева помещений и нагрева воды. В литературе часто встречается упоминание о принятой еще в 1974 г. государственной программе «Солнечный свет», предусматривающей более широкое использование солнечной энергии и других альтернативных энергоресурсов. В 1978 г. была принята программа под названием «Лунный свет», которая ставила своей главной целью внедрение энергосберегающих технологий. Эти программы не отменены. Однако нужно учитывать, что они появились в самый разгар энергетического кризиса и были вполне естественной реакцией на него. Первоначально программой «Солнечный свет» намечалось довести долю нетрадиционных источников энергии в

2000 г. до 20%. Затем она была снижена до 5–7%, но, по нынешним данным, не достигнет и 1%.

Черная металлургия – одна из старых отраслей, которые на современном этапе развития мирового хозяйства переживают хронический спад производства. Тем не менее для Японии она была и остается одной из важных отраслей международной специализации. Особенно быстро выплавка стали росла до середины 70-х гг., достигнув максимума в 1973 г. Япония, обогнав США, вышла по размерам выплавки стали на второе место после КНР. Это, прежде всего, результат крупного капитального строительства. В 60–70-е гг. в стране были построены двадцать новых крупных заводов черной металлургии. Однако с началом мирового энергетического кризиса середины 70-х гг. размеры выплавки стали уменьшаются. В начале 80-х гг. наступил еще больший спад, связанный с замедлением общих темпов экономического развития, а также с уменьшением выпуска металлоемкой продукции – морских судов, многих видов машин и оборудования, сокращением объемов капитального строительства. Во второй половине 80-х гг. выплавка стали оставалась на относительно стабильном уровне.

В настоящее время Япония обеспечивает 14–15% всего мирового производства стали. Выплавка стали в 1999 г. составила 101,651 млн т. При этом нужно иметь в виду, что технический уровень металлургических предприятий Японии значительно выше, чем уровень подобных предприятий в США и Западной Европе. Выплавка стали производится только самыми прогрессивными способами – кислородно-конверторным (70%) и электросталеплавильным (30%). Почти вся ее разливка происходит на машинах непрерывного литья заготовок. Япония была и остается крупнейшим в мире экспортером стали и проката (20–30 млн т в год), которые направляются в США, Китай, страны Юго-Восточной, Юго-Западной Азии, другие регионы мира. Однако этот экспорт в последнее время постепенно сокращается как по причине уменьшения спроса на черный металл, так и из-за усиления конкуренции со стороны Республики Корея, Тайваня, которые продают сталь и прокат по более низким ценам. Ежегодно Япония экспортирует 24–26 млн т стали.

Для японской черной металлургии характерна очень высокая производственная концентрация. Из 14 крупнейших металлургических предприятий экономически развитых стран Запада с годовой мощностью более 7 млн т стали на Японию приходится 8 металлургических заводов, тогда как на США и Западную Европу – по 3 металлургических предприятия. К тому же в Японии преобладают металлургические комбинаты полного цикла, выпускающие большой ассортимент металлургической продукции. Самый большой металлургический комбинат находится в Фукуяме (16 млн т стали в год).

Еще одна важная черта черной металлургии – высокий уровень ее территориальной концентрации. Для Японии характерно образование не отдельных центров, а крупных металлургических районов. Эти центры и районы располагаются на морском побережье, что обеспечивает удобство подвоза импортного сырья и топлива. Именно поэтому в последние десятилетия быстро развивалась черная металлургия в крупных портовых городах, таких, как Иокогама, Токио, Осака, Кобе, Кавасаки. Сохраняет свое значение и самый старый металлургический район на острове Кюсю (Китакюсю). Вне промышленного пояса размещен комбинат «Муроран» на Хоккайдо.

Важной тенденцией в развитии территориальной организации черной металлургии Японии и других развитых стран является установление более тесных производственно организационных связей металлургических предприятий с их потребителями, координация в планировании производства и сбыта, предусматривающая поставку не просто материалов, а продукцию на основе индивидуального заказа.

Крупнейшими производителями стали в отрасли являются транснациональные корпорации Ниппон Стил и НКК (NKK).

Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импортную железную руду и коксующийся уголь. Ежегодно Япония импортирует более 64 млн т коксующегося угля, в том числе около половины этого количества из Австралии, а остальное сырье из Канады, США, Индии. Импорт железной руды составляет почти 130 млн т. Около половины этого количества ввозится из Австралии, а остальное – из Бразилии и Индии и в меньшей мере – из Чили, Перу, Южной Африки. Государственные учреждения и десятки частных фирм Японии продолжают разработку технологии добычи железомарганцевых конкреций со дна Тихого океана. Япония и Франция оказались двумя первыми странами, подавшими в международные организации заявки на участки морского дна в этом океане. Обе они готовятся начать экспериментальную, а затем и промышленную добычу таких конкреций.

Некоторые из металлургических комбинатов Японии построены не просто на морском побережье, а на специально намытых для этой цели площадках. Наиболее яркий пример такого рода – крупнейший комбинат на внутреннем Японском море Фукуяма, сооруженный на намывной территории площадью в 900 га. Он спланирован таким образом, что весь технологический процесс «умещается» между причалами, получающими сырье и топливо, и причалами, отправляющими готовую продукцию.

Машиностроение образует сердцевину японской промышленности. По стоимости продукции этой отрасли страна уступает только США, по доле машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности (37%) занимает третье, а по доле его в экспорте (75%) – первое место в мире. Особенно выделяются отрасли международной специализации Японии – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов. Это результат глубокой структурной перестройки японской промышленности.

В 80-х – начале 90-х гг. прошлого века в этой структуре наметились новые изменения. Главное из них – еще больший уклон в сторону наукоемких производств, ориентированных, прежде всего, на квалифицированные кадры и НИОКР, не требующих большого количества сырья и топлива. Примером такого рода является ставшее уже традиционным роботостроение. По выпуску металлорежущих станков страна вышла на первое место еще в 1982 г. При этом на ее долю приходилась почти половина мирового производства станков с ЧПУ. Япония и сегодня лидирует по их производству.

Чтобы представить себе поистине космический взлет Японии в сфере бытовой электроники, достаточно вспомнить, что в 1960 г. она вообще не производила телевизоров, а радиоприемников выпустила всего 300 тыс. Но Япония уверенно лидирует не только в бытовой электронике, ее доля в общемировой продукции микроэлектроники в 1993 г. составила 46%.

При этом и традиционные отрасли не уходят со сцены. Пример тому – судостроение, где Япония удерживает мировое лидерство с 1956 г. Правда, в 80-х гг. ее доля снизилась (с более чем с 50% до примерно 40%). В настоящее время удельный вес японских судостроительных компаний составляет 28,1%. Теперь ей «наступает на пятки» Республика Корея (27,7%). Однако судостроение продолжает оставаться одной из отраслей международной специализации Японии.

Другим примером такого рода может служить автомобильная промышленность Японии. Автомобилестроение в Японии зародилось в середине 20-х гг. Землетрясение 1923 г. сильно повредило городской транспорт в Токио и других центрах. Возникла острая потребность в замене трамвая и городской железной дороги автобусами, грузовиками и легковыми автомобилями. Сначала их закупали в США. В 1924–1925 гг. американские фирмы «Форд» и «Дженерал моторс» построили в районе Токио свои первые автосборочные заводы, которые в 30-х гг. перешли, в основном, на выпуск грузовиков для нужд японской армии. В годы второй мировой войны все они были разрушены бомбардировками и только в начале 50-х гг. снова стали выпускать грузовики и автобусы, а затем и легковые автомобили. В 1950 г. с конвейеров японских автозаводов сошло всего немногим более 30 тыс. машин, тогда как с конвейеров американских – 8 млн.

Второй толчок развитию автомобилестроения был дан уже в 50-е гг., что отчасти было связано с военными заказами в период корейской войны 1950–1953 гг., а также с начавшимся увеличением спроса на легковые автомобили. В 60-е гг. выпуск автомобилей увеличился почти в семь раз, в 70-е гг. – еще в два раза. Уже в 1974 г. Япония обогнала США по объемам экспорта автомобилей, а вскоре – по их выпуску. В 80-е гг. этот разрыв еще более увеличился. До 1994 г. Япония опережала США по производству автомобилей.

Ныне Япония занимает второе место на мировом автомобильном рынке. Удельный вес Японии в мировом выпуске автомобилей составляет 21,2%, при этом экспортирует 46% произведенных автомобилей. В отличие от США Япония уже давно специализируется на выпуске экономичных малогабаритных моделей автомашин; после начала энергетического кризиса это направление получило новое развитие. Под воздействием строгих природоохранных законов техника и технология производства были усовершенствованы настолько, что теперь Япония выпускает самые «чистые» (по выбросу вредных веществ в атмосферу) автомобили. Непосредственно в автомобилестроении Японии работают примерно 700 тыс. рабочих, но всего в производстве, эксплуатации и обслуживании автомобилей занято 5–6 млн человек.

Крупнейший из автомобильных концернов Японии – «Тойота», на долю которого приходится 9% мирового производства автомобилей. Уступает он только американским концернам «Дженерал моторс» и «Форд-мотор». Далее следуют компании «Хонда» (5,4%), «Ниссан» (5,2%), затем «Мицубиси» (3,5%), «Мазда». Все эти фирмы не только экспортируют значительную часть своей продукции на американский рынок, что уже не раз приводило к вспышкам «автомобильной войны» между двумя странами, но и построили в США свои автозаводы, выпускающие более 2,5 млн машин в год.

С начала 60-х гг. японское авиастроение развивалось быстрыми темпами. Именно в этот период происходило значительное расширение и совершенствование производственной и научно-исследовательской базы. В научно-исследовательских лабораториях японских компаний с конца 60-х гг. начались разработки летательных аппаратов собственных конструкций. В 1973 г. был создан первый отечественный сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет Т-2, послуживший основой для создания тактического истребителя F-1.

Японские и зарубежные специалисты отмечают, что несмотря на сравнительно малый объем производства государство отводит авиаракетной промышленности (наряду с индустрией технических средств информации) роль «главного столпа национальной экономики ближайшего будущего». Государство оказывает организационную и финансовую поддержку отрасли.

По многим основным технико-экономическим показателям авиаракетная промышленность Японии значительно уступает аналогичным отраслям других ведущих капиталистических стран. Однако несмотря на малые объемы производства отрасль является важной составной частью военно-экономического потенциала страны, более 80% ее продукции приходится на долю военной авиаракетной техники.

Основу производственной базы отрасли составляют 60 заводов. Из них более 30 занято в производстве авиаракетной техники военного назначения. Для отрасли характерна высокая степень территориальной концентрации. Практически все заводы расположены на о. Хонсю, в основном в районах городов Токио, Нагоя, Осака.

Крупнейшим предприятием авиаракетной промышленности является Нагойский авиастроительный комбинат компании «Мицубиси дзюкоге», на четырех заводах которой в общей сложности занято шесть тысяч человек. Головное предприятие комбината «Ооэ» (г. Нагоя) насчитывает три тысячи рабочих и инженерно-технических работников. Продукцией завода является широкая номенклатура деталей и узлов тактических истребителей F-15 и F-1, сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов Т-2, патрульных самолетов Р-3С «Орион», пассажирских лайнеров «Боинг 767», противолодочных вертолетов Н-2, а также ракеты-носители для вывода на околоземную орбиту искусственных спутников Земли. При заводе имеется ряд научно-исследовательских лабораторий, где ведутся работы по созданию турбореактивных двигателей вместе с учеными США, Великобритании, ФРГ, Италии. Япония поставила задачу освоения ближнего космоса.

Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления в японской электронике – это производство специальных электронных приборов и аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования.

Электронное производство требует значительных материальных затрат и в большой степени опирается на научно-экспериментальную работу. Японское правительство оказывает поддержку крупным компаниям, которые организуют у себя выпуск электронных изделий.

Высокую репутацию за пределами Японии завоевала продукция оптической индустрии (киноаппараты, микроскопы, оптические приборы для аэрофотосъемки, для подводного фотографирования и др.), отличающаяся высоким качеством.

Химическая промышленность. Некоторые химические производства, как, например: лакокрасочное, изготовление технических масел, косметических веществ, лекарств и др. – существовали в Японии уже давно. Значительный рост химическая индустрия получила, когда стали активно использоваться отходы угольной и металлургической промышленности и лесного хозяйства.

Следующий большой сдвиг в химической индустрии имел место на рубеже 60-х гг. прошлого века, когда форсированными темпами создавалась нефтехимия на базе отходов нефтяного и газового производства. Нефтехимия дает для изготовления синтетических продуктов новое сырье по сравнительно низкой цене и в больших количествах, дополняя и заменяя старые виды сырья, получавшиеся из отходов угля, черной и цветной металлургии.

По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и ФРГ.

Номенклатура производимых в Японии химических товаров разнообразна. По таким химическим продуктам, как сульфат аммония, серная кислота, сода, искусственное волокно, этилен, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, Япония находится в числе крупнейших производителей в мире. Так, например, по производству синтетических смол и пластмасс (14,8 млн т), синтетического каучука (1,5 млн т) в конце ХХ в. Япония вышла на второе место в мире после США; по производству химических волокон (1,8 млн т), заняла пятое место в мире после США, Китая, о. Тайвань, Республики Корея.

Значительное внимание уделяется в Японии биохимии – изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот.

Химические товары являются важной статьей японского экспорта. Вывозятся минеральные удобрения, химикаты, красители, медикаменты, косметические изделия и многие другие товары.

Легкая промышленность. Индустриализация Японии в конце ХIХ–начале ХХ в. началась с легкой и пищевой промышленности. Эти отрасли и сейчас имеют немалое значение. Увеличился удельный вес крупных предприятий при одновременном сохранении множества мелких.

В настоящее время основой легкой индустрии стали хорошо оборудованные крупные предприятия. Самостоятельные мелкие и средние предприятия сохранились в отдаленных от индустриальных центров окраинных районах. Однако и эти мелкотоварные предприятия проводят техническую реконструкцию.

Технический прогресс заметно сказался на судьбе текстильной промышленности, занимавшей до 1930-х г. ведущее место в японской экономике. Изменилась структура текстильного производства, обновилось оборудование, внедрены новые технологии, улучшилось качество выпускаемой продукции, возрос ассортимент изготовляемых изделий.

Две главные отрасли текстильной промышленности – хлопчатобумажная и шерстяная – работают на привозном сырье, доставляемом главным образом из США (хлопок), Австралии и Южной Африки (шерсть). На закупку сырья затрачиваются большие суммы.

По темпам развития текстильной индустрии Япония из года в год опережала страны Западной Европы и США. Более интенсивно росло производство синтетического волокна, шерстяных и трикотажных изделий.

Производство химического волокна размещается преимущественно на юго-западе Японии. Наиболее значительные комбинаты расположены в районе городов Киото, Хиросима, Ямагути, на западе Хонсю в районе залива Тояма и на севере Сикоку. Несколько крупных заводов сооружено на Кюсю. Много синтетического волокна вывозится в развивающиеся страны Южной Азии и Африки. По производству и экспорту целлюлозного волокна Япония давно заняла первое место, опередив США.

Предприятия старых отраслей текстильной индустрии – хлопчатобумажной и шерстяной – размещаются преимущественно в крупных портовых городах, где сосредоточивается дешевая рабочая сила и куда доставляется из-за границы сырье.

Керамическое производство, в числе старинных национальных производств Японии, всегда занимало важное место в экономике, а в модернизированном виде оно играет значительную роль и в настоящее время.

Япония обладает большим запасом высококачественных глин, особенно каолина, всего насчитывается свыше 170 значительных разработок глины, в районах которых находятся обжиговые предприятия. Самый известный центр керамического производства находится в городе Сэто вблизи города Нагоя.

В прошлом продукция керамической промышленности почти целиком шла на удовлетворение внутренних нужд, за границу вывозились главным образом художественные изделия. В настоящее время до 75% производимых товаров экспортируется в различные страны мира. Вывозятся: бытовая посуда; лабораторная, химическая и электротехническая керамика; сантехника; кустарно-художественные изделия; игрушки.

Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью. Несмотря на её небольшую территорию, в Японии производится до 12% мировых промышленных товаров. Ведущими отраслями японской экономики являются производство материалов и приборов на основе современных высоких технологий.

Энергетика Японии

Основой электроэнергетики Японии является импортная нефть из-за отсутствия в стране собственных нефтяных месторождений, её доля достигает 80%, что делает энергетику страны достаточно уязвимой. По производству электроэнергии Япония занимает третье место в мире, расположившись за США и КНР. Основу электроэнергетики составляют ТЭС их больше тысячи и расположены они в основном вблизи крупных городов, которых в много. Самые крупные ТЭС Японии расположены на берегах Тихого океана, около таких мегаполисов как Токио и Осака. Также в электроэнергетике Японии с 80х годов 20 века активно используются АЭС. Всего в стране формально 42 действующих реактора, но действительно производят электроэнергию только 4 из них. В 2017 году японское правительство планирует запустить еще 10 АЭС и увеличить долю производимой на них электроэнергии. Большую роль играет вопрос безопасности АЭС из-за высокой сейсмической активности и частых землетрясений существуют четкие сценарии действий в критической ситуации, а также проводятся постоянные проверки безопасности и работоспособности оборудования. Интересно использование в Японии альтернативных источников энергии. В стране много вулканов и гейзеров, и попытки использовать их энергию предпринимались уже в 70-х годах Также проводились попытки использования энергии Солнца, но в наше время её доля меньше одного процента.

Металлургия Японии

Одной из важнейших отраслей специализации Японии является черная металлургия, переживавшая свой бум в 60-70х годах 20 века, на фоне увеличивавшихся размеров строительства. Однако, после кризиса 80х годов черная металлургия в Японии идёт на спад и сейчас переживает не лучшие свои времена. Несмотря на это, Япония остается одним из крупнейших мировых экспортеров стали, ежегодно экспортируя больше 25 млн тонн.

Своих минеральных запасов в Японии нет, поэтому черная металлургия ориентирована на импортное сырье: руда завозится из Индии, Австралии и ЮАР, а коксующийся уголь из Австралии, США и Канады, из-за чего большинство металлургических предприятий расположены в прибрежных районах в непосредственной близости от крупных грузовых портов. Даже несмотря на отсутствие собственного сырья, металлургия в Японии достигла небывалых высот, во многом благодаря автоматизации, а также большому количеству инвестиций в научно-техническое развитие. Сейчас основной перспективой развития отрасли является снижение энергозатрат и более эффективное использование железных руд, что позволит уменьшить зависимость страны от импортного сырья.

Машиностроение Японии

Машиностроение основа промышленности страны, оно по праву считается одним из самых развитых и передовых в мире. Основные отрасли мировой специализации Японии автомобиле- и судостроение, а также производство бытовой электроники и робототехника.

Необычайно стремительное развитие машиностроения в Японии после Второй мировой войны часто называют “Японским промышленным чудом”. Сразу после войны автомобилестроение в Японии было ограничено множеством законодательных запретов, тормозящих его развитие. Осложнялось положение японского автомобилестроения и низкой конкурентноспособностью производимых машин перед импортными, ввозимыми несмотря на запрет, исходящий от японского правительства.

Толчок развитию японскому машиностроению дали военные заказы, сделанные во время корейской войны в 50-е годы. После этого, объёмы машино производства непрестанно росли, что позволило Японии к 1980 годы выйти на первое место по производству автомобилей в мире и успешно удерживать его в течение 15 лет. Сейчас многие японские автомобилестроительные концерны, такие как “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда” и “Мазда” остаются мировыми лидерами и не собираются сдавать свои позиции, успешно справляясь с кризисами отрасли. Всего в автомобильной отрасли, включая сервис и обслуживание автомобилей, в Японии занято около 6 млн человек.

В 80-90 е годы в экономике страны наметилась тенденция развития наукоемких и высокотехнологичных производств, что позволило Японии производить самую качественную в мире бытовую и радиоэлектронику. До сих пор, японские приборы славятся своим качеством, технологичностью и надёжностью. Многие производители радиоэлектронных изделий, медицинского оборудования и оптических приборов получают поддержку от государства, так как вносят существенный вклад не только в экономику, но и в научный прогресс.

Авиастроение

Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами. В последнее время всё больше развивается гражданское авиастроение, по объёмам продаж уже перегоняющее военное. Несмотря на это, японское военное авиастроение тоже активно развивается, хоть у правительства и вызывает беспокойство превосходство США в этой области. Проблемой японского авиастроения является зависимость страны от США в вопросах производства двигателей и их деталей, однако правительство пытается её решить путём инвестиций в науку и создания собственных производств.

Судостроение

Как в островном и высокотехнологичном государстве, в Японии развито и судостроение. Самыми известными японскими судостроительными компаниями являются Митсубиси и Сасебо, имеющие множество верфей, расположенных в основном на побережьях Японского моря и Тихого океана. Это развитые и технологичные предприятия, однако в последнее время им приходится уменьшать свои производственные мощности, так как с 80х годов прошлого века спрос на суда в мире падает. В настоящее время успешное существование судостроительных предприятий обеспечивают многочисленные заказы ВМФ Японии.

Робототехника

Частью национальной экономической стратегии является развитие робототехники на сегодняшний день передовой в мире. Кроме традиционной промышленной и индустриальной робототехники, направленной на повышение эффективности производства, в Японии активно развивается робототехника, направленная на удовлетворение нужд стареющего населения. Так, популярность набирают роботы, предоставляющие услуги по бытовому уходу и медицинскому обслуживанию. Также активно разрабатываются человекоподобные роботы, некоторые из которых могут даже имитировать мимику человеческого лица. Свой вклад в развитие робототехники вносят и традиционно автомобилестроительные компании Honda и Toyota, что говорит о важности этого направления в будущем японской экономики.

Химическая промышленность

Благодаря высокому уровню развития технологий, важной отраслью в японской экономике является химическая промышленность. Большой сдвиг она получила в 60х годах вместе с энергетикой тогда начала активно развиваться нефтехимия, основанная на отходах нефтегазовой отрасли. Сейчас японская химическая промышленность по объемам производства располагается на втором месте в мире и первом в Азии. Лидерами индустрии являются концерны «Асахи Кэмикл», «Мицубиси Кэмикл», «Асахи Глас», «Фудзи Фото Филм», «Сэкисуй Кэмикл» а также множество других.
Самыми развитыми отраслями химической промышленности остаются нефтехимия, производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. Так же как и в других областях, японское руководство обращает внимание на наукоемкость и технологичность перспективной отраслью считается биохимия. К ней относится разработка и производство лекарственных препаратов и удобрений. Из-за проблем с экологией в стране принимаются меры к ограничению вредного воздействия химической промышленности на природу, для чего также используются передовые технологии.Большую роль играет японская химическая промышленность и в экспорте: японские медикаменты, бытовые и промышленные химикаты, волокна и косметические изделия экспортируются по всему миру.

Лёгкая промышленность

Традиционно лёгкая промышленность в Японии всегда находилась на высоком уровне развития и отличалась своей аутентичностью. В стране до сих пор сохранились такие традиционные производства как шелкопрядение и керамика. Однако, с развитием технологий специализации японской лёгкой промышленности сильно изменились. Теперь большая часть производства осуществляется на крупных предприятиях, а самыми развитыми отраслями лёгкой промышленности являются хлопчатобумажная и шерстяная, обе работают на импортном сырье, на закупку которого ежегодно тратятся очень большие суммы. Специализацией Японии остаётся и керамика благодаря богатым запасам глин и многовековым традициям их обработки, до 75% производимой продукции эффективно экспортируется. В Японии существует несколько известных центров керамической промышленности, расположенных, как правило, вблизи месторождений, таких как Сэто и Нагоя.

Пищевая промышленность Японии

Пищевая промышленность Японии функционирует в основном на импортном сырье, так как чтобы производить собственное у страны нет возможностей и ресурсов. Япония является одним из крупнейших мировых экспортеров продуктов питания. Средний объём потребительской корзины в Японии в последнее время растёт, а также наблюдается спрос на органические продукты и здоровое питание.

История развития промышленности в Японии

Известная «японская модель» экономики формировалась в течение 150 лет. Еще во второй половине 18 века правительство страны быстрыми темпами стало развивать промышленное производство. И первой задачей было не допустить колонизацию странами Запада. Развитие началось с сельского хозяйства, затем появились заводы, которые образовались в крупные концерны или «дзайбацу» Мицубиси, Сумитомо и Мицуи.

До начала Второй мировой войны в Японии было создано мощная тяжелая промышленность, которая позволила сформировать средний класс. Но, несмотря на рост промышленного производства, экономика страны еще отставала от остальных держав. Основным объектом экспорта был шелк, хотя составлял всего 13% от всего объема экспортируемых товаров. Отрасли промышленности (в частности, машиностроение) были на тот период еще технологически неразвиты. Только начало появляться производство товаров массового спроса.

«Японская модель» экономики предусматривала наличие двух элементов:

  • пожизненный наем персонала;
  • зависимость статуса и оплаты труда от рабочего стажа.

Определение 1

Пожизненный наем сотрудников – это гарантированная стабильная работа и жизнь, но со временем приводящая к снижению инициативности людей, излишнему подчинению и снижению заинтересованности в развитии предприятия.

После окончания войны промышленность и экономика стали восстанавливаться и развиваться довольно быстрыми темпами. Ключевыми целями социально-экономического развития Японии стали снижение или полная ликвидация гиперинфляции; твложение всех ресурсов на восстановление промышленного производства.

Правительство все силы бросило на решение второй задачи, и к концу XX века промышленность почти полностью восстановилась. Этот скачок способствовал тому, что Япония стала считаться одной из передовых стран на мировой арене.

Замечание 1

Япония – это не просто вторая страна по объему производимого внутреннего национального продукта (ВНП), но еще и главный конкурент США. Она является лидером научно-технического прогресса (НТП).

Структура и география промышленности в Японии

После окончания Второй мировой войны японская промышленность развивалась эволюционно. Если ранее курс был взят на легкую промышленность, то в этот период основное внимание уделялось таким отраслям, как: металлургия; нефтехимия; тяжелое и транспортное машиностроение;

В 1970-х годах промышленность Японии пошла по революционному пути своего развития, и страна стала мировым лидером почти во всех наукоемких сферах экономики: робототехнике, микроэлектронике, фармацевтике и т.д.

Территориальная структура промышленности Японии простирается от Токио до Нагасаки по всему Тихоокеанскому промышленному поясу. Это концентрация большой доли промышленного и сельскохозяйственного производства и отраслей непроизводственной сферы (финансы, образование и наука).

Замечание 2

Характерной чертой промышленности страны является ее зависимость от импорта сырья и экспорта уже готовой продукции.

Топливно-энергетический комплекс Японии работает исключительно на импортной нефти. В стране размещаются более тысячи электростанций. Крупные ТЭС находятся в районе больших городов, функционируют и гидроэлектростанции.

Большую роль в экономике Японии играет атомная энергетика. Для их работы из Африки поставляется сырье – уран. Регулирование и контроль за деятельностью атомных электростанций осуществляют крупные монополии «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо».

Черная металлургическая промышленность также работает на импортном сырье. Япония – крупный импортер железной руды из Индии, Бразилии и Австралии. По производству стали страна находится на втором месте после Китая, но не уступаем ему по качеству готовой продукции.

Что касается цветной металлургии, то на территории Японии располагаются заводы по производству рафинированной меди, никеля, цинка и вторичного алюминия. Для страны характерны только заключительные стадии производства цветных металлов.

Самой развитой отраслью японской промышленности является машиностроение. Крупные его центры находятся в главных индустриальных районах страны:

  • Токио – Иокогама;
  • Нагоя;
  • Осака – Кобе.

По производству легковых автомобилей Япония уже многие годы стабильно занимает 1 место в мире (1/5 часть мирового производства). Половина производимых автомобилей экспортируется в другие страны.

Также Япония является неоспоримым лидером и в производстве электронной и бытовой электротехнической продукции. Она занимает одно из ведущих мест по уровню развития химической промышленности. В стране развиты почти все виды химической промышленности от нефтепереработки до тонкой химии.

Перспективы развития японской промышленности

В настоящее время Япония находится на пике своего развития, но в стадии внесения корректировок в свою модель управления. «Японская модель» экономики эфективно работает в период преодоления кризисных ситуаций и устранения отставания от уровня развития других государств. Все мероприятия позволили поднять экономику и промышленность страны, но не предусматривали дальнейшее развитие.

В связи с этим необходима структурная реформа, которая способствовала бы обеспечить рост промышленности страны с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Основными положениями данной реформы являются:

  1. формирование новых отраслей промышленности (защита окружающей среды, экология, строительство жилья для населения);
  2. преобразования в финансовой сфере;
  3. реформа налогообложения;
  4. решение проблем разницы цен внутри страны и за рубежом (импорт риса);
  5. административная реформа
  6. решение социальных проблем (пенсионное и медицинское страхование);
  7. модернизация образовательной системы.

Результатом реализации структурной реформы должно стать появление новых возможностей для решения острых и актуальных социально-экономических проблем в обществе страны.

1. Важнейшие промышленные и финансовые центры Японии, крупнейшие корпорации.

В конце 60-годов по объему промышленного производства Япония занимает второе место в мире, после США. При этом, поскольку по темпам роста японская промышленность превосходит американскую, разрыв между двумя странами неуклонно сокращается. По многим важнейшим видам промышленного производства она является безусловным лидером в мире.

Так, Япония – крупнейший производитель промышленных роботов, станков с числовым программным управлением (ЧПУ), сверхбольших интегральных схем и отдельных видов микропроцессоров, продукции чистой керамики, видеомагнитофонов, цветных телевизоров, морских судов.

Япония делит с США 1 – 2-е места по выпуску автомобилей. Занимает второе место по производству стали, пластмасс и т.д.

В настоящее время в обрабатывающей промышленности Японии занято около – 14 млн. человек или около 25 % ее населения. С середины 70-х годов численность занятых в этой отрасли начала сокращаться (за 1973-85 гг. – на 5,4 %), в то время как производительность труда продолжала возрастать высокими темпами. За период 1975-85 гг. она увеличилась почти вдвое и в середине 80-х годов по уровню производительности труда Япония вплотную приблизилась к США.

В японской промышленности насчитывается около 800 тысяч компаний. Однако в большинстве своем они являются мелкими и средними. Крупных компаний, к которым японская статистика относит фирмы с числом занятых свыше 300 человек, зарегистрировано около 3 тысяч, но на них приходится половина общего объема промышленного производства. Около 70 % мелких и средних фирм являются субподрядчиками крупных компаний.

К гигантам тяжелой индустрии мирового масштаба нужно отнести:

– Син ниппон сэйтэцу (черная металлургия)

– Ниппон кокан (металлургия)

– Мицубиси дзюгоге (тяжелое машиностроение, судостроение и др.)

– Исикавадзима - Харима дзюгоге (тяжелое машиностроение и судостроение)

– Кавасаки дзюгоге (металлургия, машиностроение)

– Мицубиси касэй (химическая промышленность)

– Кубота сэйсакусе (электротехническая промышленность)

– Теета, Ниссан (автомобильная промышленность).

В 1990 г. 74 японские корпорации находились среди 300 крупнейших неамериканских корпораций. Шесть японских корпораций входили в состав 50 крупнейших корпораций мира.

Отдельным японским гигантам удалось занять ведущие позиции в соответствующих отраслях на международном уровне. Например, Син ниппон сэйтэцу – лидер в металлургической промышленности. Объем продаж «Син ниппон сэйтэцу» в два раза превышает продажи второй по величине металлургической корпорации «Ниппон кокан».

В автомобильной промышленности борьба между концернами «Тойота» и «Ниссан» завершилась в пользу «Тойота». Два концерна производили 60, 8 % всех легковых автомобилей, из них «Тойота» – 35, 3 %.

В тяжелом машиностроении и судостроении ведущие позиции занимает «Мицубиси дзюкоге», чья выручка от продаж в 2,2 раза больше, чем «Исикавадзима – Харима дзюгоге» (второй по величине корпорации этой отрасли) и в 2,5 раза больше, чем «Кавасаки дзюгоге».

Лидером обычно становится корпорация с наибольшим весом на рынке и наименьшими издержками. Низкие издержки производства позволяют корпорации – лидеру присваивать часть прибавочной стоимости создаваемой в других предприятиях.

В черной металлургии лидером является концерн «Син ниппон сэйтэцу». До его образования «лидерство в ценах принадлежало» «Явата сэйтэцу», вошедшему в 70-х годах в «Син ниппон сэйтэцу».

Однако не все другие крупные корпорации постоянно следуют лидеру. Вторая по величине металлургическая корпорация «Ниппон кокан» ориентируется на цены, устанавливаемые лидером. Две другие «Сумитомо киндзоку» и «Кавасаки сэйтэцу» нередко вступают с ним в конкурентные отношения.

Электротехнический концерн «Хитати сэйсакусе» – крупный производитель теплоэнергетического оборудования, электроники, средств автоматизации, информационной и ракетно-космической техники, химических материалов

Особую активность проявляют японские промышленные компании в Новых Индустриальных странах (НИС) Азии – Южной Корее, Тайване, Гонконге, Сингапуре. Причем созданные здесь предприятия химической, металлургической, пищевой, швейной промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьезными конкурентами японских фирм.

Финансовые центры.

Современная кредитно-финансовая система Японии включает различные виды кредитно-финансовых учреждений. В их число входят:

1) Центральный Эмиссионный Банк Японии.

2) 4 правительственных банка, в том числе Японский Банк развития и экспортно-импортный банк.

3) 13 коммерческих банка, так называемых городских.

4) 63 региональных, местных банка.

5)3 банка долгосрочного кредита.

6) 7 траст - банков

7) 1071 специализированный кредитный орган по финансированию мелкой и крупной промышленности (14,5%) и увеличение удельного веса готовой продукции (с 22 до 47,5 %).

Из коммерческих банков выделяются: «Фудзи», «Сумитомо», «Мицубиси», «Дайити-Канге», «Санва», «Мицуи».