Экологический налог: за моду на борьбу с выбросами заплатят регионы. Готовимся платить экологический налог: сколько стоит СО2

Транспортный налог является обязательным платежом для всех владельцев автотранспорта. Как всем известно, автомобили, особенно, если это устаревшие модели загрязняют окружающую среду. В связи с этим появляется вопрос, учитывается ли экологический класс транспортного средства для транспортного налога при его расчете. Рассмотрим подробнее влияние экологического класса на ставку налогообложения при транспортном налоге.

На данный момент в Налоговом кодексе не существует такого понятия, как экологический налог, однако, законодательство на пути рассмотрения данного вопроса. Считается, что внесение новшеств должно стимулировать юридических и физических лиц приобретать более современные модели автомобилей, которые имеют высокий экологический класс.

Несмотря на то, что в законодательстве нет четкого определения экологическому налогу, владельцы автотранспорта все же будут обязаны заплатить транспортный налог и экологический класс при этом может повлиять на ставку налогообложения. Изменение ставок в большую или меньшую сторону от законодательно утвержденных устанавливаются субъектами РФ. При этом их изменение не может превышать установленные более чем в 10 раз.

При установлении ставок налогообложения учитываются следующие характеристики транспорта:

    мощность двигателя;

    валовая вместимость на одну лошадиную силу мощности;

В статье 361 НК РФ приведены налоговые ставки, применяемые при расчете транспортного налога. В пункте 3 этой же статьи указано, что могут устанавливаться дифференцированные ставки налогообложения в отношении каждого вида транспорта с учетом:

    количества лет эксплуатации транспорта;

    экологического класса.

Так, для владельцев более современных автомобилей будут применены меньшие налоговые ставки, чем для собственников устаревших авто, выхлопы которых не соответствуют экологическим нормам. Также отметим, что владельцы электромобилей полностью освобождены от транспортного налога.

Понятие экологического класса

С определением экологического класса можно ознакомиться в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, утвержденном Постановлением № 720 от 10.09.2009 года.

Автотранспортная техника подразделяется на пять экологических классов, влияющих на коэффициент, применяемый при расчете транспортного налога. В приложении 2 Постановления Правительства РФ № 609 от 12.10.2005г. приведена таблица экологической классификации автотранспорта, с учетом степени выбросов ими загрязняющих веществ.

Напомним, что дифференциация налоговых ставок может применяться регионами на их усмотрение. Поправочные коэффициенты приведены в таблице ниже:

Все собственники автотранспортных средств до 1 февраля следующего за налоговым периодом года представляют в налоговую инспекцию декларацию по налогу на транспорт, где класс автомобиля отображается в строке 090. Экологический класс указывается в техническом паспорте на автомобиль, при отсутствии подобных сведений рекомендуется воспользоваться базой данных Росстандарта.

Введение экологического транспортного налога в Российской Федерации неизбежно. Основная цель законодательства – это полная замена автопарка страны новыми экологическими автомобилями.

Министерство транспорта выступило с инициативой заменить существующий транспортный налог экологическим - об этом пишут «Известия ». Чем обернется это нововведение для автомобилистов?

В России планируют ввести экологический налог на автомобили, но победить смог в городах он поможет едва ли. Фото Дарьи Селенской

Нелогичный налог

Сейчас транспортный налог зависит от мощности двигателя и региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Собранные средства в основном пополняют региональные дорожные фонды, то есть налог формально берется за износ автомобилем дорожной инфраструктуры. Многие отмечают нелогичность исчисления такого налога в зависимости от мощности мотора.

Власти уже пытались систематизировать транспортный налог, заменив его на топливные акцизы, чтобы больше платил тот, кто больше ездит. По факту после введения акцизов транспортный налог так и не отменили - это привело бы к снижению доходов бюджета на 140 млрд рублей. Поэтому сегодня автомобилист платит и за мощность, и за пробег.

Замена транспортного налога на экологический подразумевает серьезные изменения. Во-первых, не будет региональной привязки и налог станет единым для всей России. Во-вторых, исчисляться он будет в пропорции к выбросам углекислого газа СО2.

Причем тут СО2?

Углекислый газ наряду с водяным паром является основным компонентом автомобильных выхлопов. Его количество измеряется обычно в граммах на километр пробега (г/км). Де-факто количество СО2 пропорционально расходу топлива (при заданном типе топлива), и вычисляют его именно так: на стенде определяют средний расход топлива и пересчитывают на выбросы СО2.

Для европейских автомобилей выбросы СО2 являются паспортной величиной, которая указывается в документах на автомобиль и во многих странах используется для расчета налога. Фактически, Минтранс предлагает скопировать европейские принципы налогообложения со своими тарифами.


По европейским меркам даже самый слабенький Ford Focus - отнюдь не предел экологических мечтаний

Для примера, Ford Focus 1.6 со 105-сильным бензиновым мотором имеет паспортные выбросы СО2 равные 136 г/км. В Великобритании за такой автомобиль придется заплатить 200 фунтов налогов в год (15 тысяч рублей). В Москве владелец такого Ford Focus отдаст в качестве транспортного налога 2625 рублей.

Чем опасен СО2

Углекислый газ СО2 не нужно путать с пресловутым СО - угарным газом, который контролируют при техосмотре автомобилей и который крайне токсичен.

СО2 же практически безвреден: его «выдыхают» не только машины, но и сами люди. Он жизненно необходим для растений.

В Европе СО2 ограничивают по двум причинам. Газ считается парниковым и, согласно доминирующей сейчас концепции, ведет к глобальному потеплению. Его зависимость от расхода топлива позволяет облагать налогом наиболее прожорливые автомобили, стимулируя покупку гибридов и электромобилей.

Но к российским реалиям термин «экологический налог» применит с натяжкой. Для большинства российских городов проблемой является не столько грядущее глобальное потепление, сколько выбросы токсичных компонентов. Этому способствует и архаичность российского автопарка, где из 50 млн автомобилей около половины - старше 10 лет.

Ради заботы о чистоте воздухе помимо расхода топлива правильнее было бы учесть и экологический класс автомобиля, который, кстати, указан в свидетельстве о регистрации в отличие от выбросов СО2.

Но здесь возникает пресловутая дилемма, потому что владельцы старых и наиболее грязных машин считаются в России священной коровой, как социально незащищенные слои населения. Поэтому карбюраторные автомобили, чадящие маршрутки и старые большегрузы не облагаются налогами «на грязность».


Жителей мегаполисов больше волнует не призрачный СО2, а вполне осязаемый смог. Фото Дарьи Селенской

Сколько будем платить?

Пока власти обсуждают лишь сам принцип налогообложения, и информации о тарифах нет. Но можно предположить, что на начальном этапе существенного увеличения налогов для среднестатистических автомобилей мощностью 70-150 л.с. не будет. При этом наверняка поощрят владельцев экологичных машин с электрическим и гибридным приводом.

Зеленая лихорадка

В Европе ограничения на выбросы СО2 приобрели обсессивный характер и касаются не только частных лиц, но и автопрома в целом.

Например, власти учитывают средние выбросы СО2 для всех автомобилей, выпущенных данным производителем, ограничивая их «оптом». Нормативы крепчают каждый год, и к 2020 году достигнут величины 95 г/км. Ей соответствует средний расход топлива на уровне 4 л/100 км.

Примерно такие показатели обеспечивает гибридная Toyota Prius или Kia Picanto с литровым мотором. Компаниям не запрещено выпускать автомобили с более высоким уровнем выбросов, но их необходимо уравновешивать нужным количеством экологических «чахоток». К примеру, уже сейчас компании Audi т ребуется выпускать 27 бензиновых Audi A1 1.4 TSI на каждый Audi A8 с 550-сильным мотором, чтобы итоговый уровень выбросов уложился в нормативы.

Долгое время панацеей считались дизели, которые обеспечивают пониженные выбросы СО2, однако после скандала с Volkswagen репутация дизелей резко упала.

Сегодня основная надежда производителей связана с переходом на электромобили: машины без классического ДВС разрабатывает сегодня почти каждый крупный производитель, а Volvo и Jaguar Land Rover стали первыми компаниями, анонсировавшими полный переход на электромобили и гибриды в перспективе 2-3 лет.


Jaguar готовится к выпуску стильного i-Pace, который является первым электромобилем компании. Через несколько лет такие машины будут доминировать в модельном ряду Jaguar (и не только).

В вопросах экологии Россия традиционно следует за европейскими странами, в том числе, подготавливая почву для перехода на электромобили. На днях «Россети» анонсировали масштабное развитие сети зарядных станций для электромобилей, в том числе, в столицах регионов, в частности, в Ч елябинске, Красноярске, Перми, Самаре, Белгороде, Пскове и других.

Хотя экологический налог на автотранспорт будет введен не раньше 2019 года, полезно узнать подробности запланированного нововведения и особенности начисления новой пошлины.

Поспешишь – людей насмешишь

Замена транспортного налога на экологический произойдет не раньше 2019 года. Об этом рассказал журналистам в середине сентября 2017 г. председатель думского комитета по транспорту Евгений Москвичев.

Отложить обсуждение и принятие законопроекта пришлось из-за того, что авторам не удалось пока сформулировать основные положения и найти понимание в профильных ведомствах. Так, в Министерстве финансов высказали озабоченность тем, что экологический налог на автомобиль «ударит по карманам» тех, кто владеет недорогим транспортом.

Глава Минтранса рассказал журналистам, что окончательная позиция будет сформулирована после того, как выскажутся все эксперты. В ведомстве хотели бы подойти к вопросу «взвешенно», для чего и взят полутора годовой тайм-аут.

Как рассчитывается транспортный налог сейчас?

Большинство налогоплательщиков не утруждает себя самостоятельными расчетами, предпочитая оплачивать указанную в квитанции сумму.

Однако знать ставки и принципы расчетов нужно не только для проверки фискальных органов. Полезна информация окажется тем, что планирует купить новый автомобиль и хочет прикинуть, во что обойдется дальнейшее содержание «ласточки».

Мощность

Основным критерием расчета итоговой суммы налогового сбора становится мощность движка.

В 2017 г. налоговым кодексом предусмотрены следующие ставки:

    до 100 л.с. – 2,5 руб. за одну «лошадку»;

    100-150 л.с. – 3,5 руб.;

    150-200 л.с. – 5 руб.;

    200-250 л.с. – 7,5 руб.;

    Более 250 л.с. – 15 руб.

Расчетная формула проста: ставка, соотнесенная с количеством «лошадок» собственного автомобиля, умножается на количество «подкапотных сил».

Региональные корректировки

Однако, сложности при расчетах возникают из-за того, что корректировка исходных ставок, привязанных к лошадиным силам, отдана на откуп региональным властям. К слову, при введении экологического сбора вместо транспортного налога этой возможности местных чиновников планируют лишить.

На заметку! Исходная ставка по усмотрению регионов может изменяться в 10 раз, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Из-за того, что регионы могут устанавливать свой размер налоговых ставок, для некоторых россиян, владеющих авто мощностью до 150 л.с., пошлина оказывается нулевой, а кому-то даже за маломощные авто приходится платить по 25 рублей за л.с.

В качестве примера приведем такие данные:

    в Пермском крае, Башкортостане, на Сахалине и Вологодской области автовладельцы за транспорт 73,55-100 л.с. платят по максимуму (25 руб./л.с.);

    в Калужской, Томской, Кемеровской, Калининградской областях, на Чукотке, в Коми, Хакасии и Северной Осетии, а также в Красноярском и Забайкальском крае за аналогичные авто платят по минимуму – 5-6 руб.;

    в Оренбургской области за авто до 100 «лошадок» платить не приходится вовсе.

Дополнительные траты для владельцев дорогих авто

Кроме того, для дорогих авто (от 3 млн.руб.) предусмотрен повышающий коэффициент. Список моделей, которые облагаются налоговым сбором «на роскошь» , формируется Минпромторгом.

Важно! Чем старше дорогостоящий автомобиль, тем меньше размер повышающего коэффициента.

Изучить перечень на официальном сайте ведомства нужно в обязательном порядке, потому что он регулярно дополняется (ежегодно до 1 марта). Актуальный список на 2017 год доступен по ссылке - http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Perechen_2017_dlya_publikatsii.pdf

Налоговики используют следующие надбавки с учетом возраста авто:

    до 12 месяцев – 1,5;

    1-2 года – 1,3;

    2-3 года – 1,1;

    более 3 лет – 1.

На заметку! В расчет берется каждый полный месяц владения авто, при этом месяцы регистрации и снятия с учета считаются полными, независимо от даты процедуры.

Дополнительные начисления делают:

    цена 5-10 млн.руб. + возраст от 5 лет – повышающая ставка 2;

    цена от 10 млн.руб. + возраст от 10 лет – 3.

На заметку! При расчете используют формулу, перемножая такие величины, как количество лошадиных сил, региональная ставка, повышающий коэффициент.

Особенности подачи данных

Если авто приобретен до 2 мая 2014 г., после его регистрации в Госавтоинспекции, ее сотрудники самостоятельно передавали данные о технических критериях ТС в налоговую. Никаких дополнительных действий от владельца не требовалось – он просто получал квитанцию и оплачивал ее удобным способом.

Тем же, кто купил автомобиль после мая 2014 г., данные налоговикам придется подавать самостоятельно. Если этого не сделать, то квитанции приходить не будут, но за несвоевременную уплату налогов наложат штраф в размере 20% от суммы задолженности.

На заметку! За авто, купленный в 2017 году, отчитаться следует до конца 2018 г.

Чтобы узнать, числится ли за вами автомобиль (полезно в случае его перепродажи) и какую суммы вы должны государству, необходимо посетить местную налоговую с паспортом и ИНН. Сотрудник службы зарегистрирует и выдаст доступ к личному кабинету на сайте ФНС. После входа в личный кабинет информация по всем видам начисленных налогов на конкретного гражданина станет доступна.

Важно! Региональными законодательствами сроки уплаты пошлины на транспорт могут корректироваться, но обычно «время расплаты» наступает не раньше ноября.

Чего ожидать в будущем?

Экологический налог в 2017 году введен точно не будет, так как Минтранс не только не сформулировал окончательную позицию, но даже не выносил какие-либо наброски на обсуждение в правительство.

Возможно, что до конца года ведомство сможет аргументировать целесообразность нововведения, но возможность того, что через несколько лет транспортный налог на автомобили могут заменить экологическим, чрезвычайно высока.

На середину октября 2017 г. известно, как будет рассчитываться экологический налог:

    размер экосбора будет определяться индивидуально с учетом конструктивных особенностей авто, а именно по количеству углекислого газа, выбрасываемого в воздух при эксплуатации (эти данные указаны в паспорте ТС);

    региональной дифференциации не будет.

Скорее всего, от дополнительных поборов будут освобождены владельцы нового автотранспорта, при эксплуатации которого заливается топливо евростандартов 4,5 и 6.

Планы ввести экологический налог вместо транспортного объясняются сразу несколькими причинами:

    сократить число уклонистов, которые специально регистрируют авто в регионах с пониженными ставками;

    реализовать отдельные положения Транспортной стратегии-2030, в частности, снизить энергоемкость ТС и увеличить популярность экономичных авто.

В Минтрансе также обсуждают возможность регламентировать продолжительность работы движка на холостом ходу, чтобы при сокращении времени снижался топливный расход и уменьшалось количество вредных выбросов. Каким будет допустимое время холостого хода и как законодатели планируют отслеживать этот процесс, не сообщается.

Ранее спикер Совфеда Валентина Матвиенко предлагала отменить транспортный налог полностью или хотя бы избавить от него пенсионеров, но повысить топливные акцизы, и призывала коллег поддержать эту идею. Зампред думского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков согласился с необходимостью таким образом решить вопрос о поступлениях в бюджет, при этом он заметил, что достаточно увеличить акцизные сборы всего на 0,85 руб.

Впрочем, инициатива не получила необходимой поддержки, поэтому гражданам стоит следить за новостями и ждать, когда введут экологический налог на автомобили и по каким принципам он будет рассчитываться.

Следующая новость

Минтранс планирует заменить транспортный налог экологическим, сообщила газета «Известия ». Его сумма будет рассчитываться, исходя из количества вредных выхлопов. Региональную дифференциацию отменят — размер налоговой ставки станет единым для всей страны. Как отразится новая инициатива ведомства на автомобилистах и будет ли она введена — в материале «360».

Фото: РИА «Новости» / Владимир Астапкович

Транспортный налог в России могут заменить экологическим, сообщила газета «Известия» со ссылкой на источники в Минтрансе. Эта инициатива проводится в соответствии с «Транспортной стратегией РФ до 2030 года». Целесообразность такого изменения в ведомстве докажут до конца этого года.

Сейчас сумма транспортного налога зависит от нескольких факторов: региональных ставок, времени владения автомобилем и его технических характеристик. Для каждого автомобилиста он рассчитывается индивидуально — узнать точную цифру можно на сайте Федеральной налоговой службы.

Экологический налог будет рассчитываться исходя из количества выделяемого машиной углекислого газа. Эти показатели указаны в паспорте любого транспортного средства. Сэкономить на налоге, зарегистрировав машину в другом регионе, теперь не получится — размер ставки станет единым по всей России.

В Минтрансе позицию по введению экологического сбора пока не сформировали — обсуждения идут лишь на экспертном уровне. «Соответственно, ни правительственным, ни другим заинтересованным ведомством от Минтранса предложений пока не входило. Надо подчеркнуть, что это вопрос больше налоговой, чем транспортной политики», — рассказал «360» начальник управления общественных связей ведомства Тимур Хикматов.

«Люди ездят на старых машинах от безысходности»

В случае введения экологического налога, владельцам старых автомобилей придется платить больше, пояснил «360» автоэксперт Игорь Моржаретто. Обсуждаемая инициатива должна подтолкнуть россиян к покупке более качественных авто. Экологический налог на транспорт введен во многих странах мира — в частности, Западной Европе и Японии. «Надо понимать, что в России у людей нет экономической возможности менять старые автомобили на новые — их владельцы, как правило, пенсионеры и небогатые люди. Они ездят на таких машинах от безысходности», — уточнил Моржаретто.

Вводить такой сбор нужно с большой оглядкой на реальную ситуацию. Такие предложения возникали не один раз и дело до ума так и не довели. Потому, что всегда возникал вопрос о пенсионерах и малоимущих. Такая идея хорошая, но в нынешних экономических условиях она не пройдет

— Игорь Моржаретто.

Экологический налог более справедливая мера, чем транспортный, считает председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. «Экологический налог — более правильное решение, особенно с точки зрения крупных городов, где 90% загрязнений происходит из-за автотранспорта», — рассказал он в интервью «360». Нововведение будет стимулировать людей покупать не только новые, но и экологически чистые автомобили — гибриды и электрокары.

Вопрос в том, чтобы это не превратилось в обычный сбор средств. Если не будет стимулирования, чтобы люди действительно покупали автомобили более экологичного класса, сама система не изменится. Надо у человека сформировать понимание долгосрочной перспективы, чтобы он понимал к чему стремиться. Чтобы люди понимали, что проще купить электрический автомобиль на ближайшие десять лет

Возможность отмены транспортного налога в России обсуждалась уже несколько раз. Сегодня эта тема снова стала актуальной. Только на этот раз привычный налог предлагают не отменить, а заменить экологическим сбором. Разбираемся в тонкостях этой инициативы Минтранса в рубрике "Вопрос-ответ".

Транспортный налог отменят?

Министерство транспорта России действительно намерено отменить транспортный налог для автомобилей и ввести вместо него экологический сбор, сообщают "Известия ". Обоснование целесообразности такого нововведения будет представлено до конца 2017 года.

Работа проводится в соответствии с Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года. Этот документ предусматривает снижение энергоемкости транспорта и более широкое применение экономичных транспортных средств.

От чего зависит размер транспортного налога?

В настоящее время в России действует транспортный налог, который раз в год обязаны платить физлица и раз в квартал – юридические. При этом размер налога для разных автомобилей отличается. На сумму налога влияют:

Региональные ставки;

Мощность двигателя;

Модель и марка ТС;

Год выпуска;

Срок владения транспортным средством;

Доли в праве собственности.

От чего будет зависеть размер экологического налога?

Основой для расчета размера экологического налога станут конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа. Эти данные прописаны в паспорте технического средства (ПТС). При этом в Минтрансе отмечают, что у нового налога не будет региональной дифференциации. Следовательно, и не будет лазейки, когда юрлица практиковали регистрацию своих транспортных средств в регионах с более низкими ставками транспортного налога.

В ведомстве подчеркнули, что вместе с корректировкой системы налогообложения обсуждается регламентация времени работы двигателей транспортных средств на холостом ходу. Это позволит снизить расход топлива и вредные выбросы автомашин на стоянках, остановках, при прогреве двигателя в холодное время года и при вынужденных простоях.

В итоге налог станет больше или меньше?

Перемены будут выгодны только владельцам новых, современных автомобилей, так как для них налог станет ниже, чем сейчас, благодаря более высокому экологическому классу. Подержанным авто придется несладко. Для их владельцев налоговая нагрузка может увеличиться. Для регионов замена налогов существенно ударит по карману. Получается, что в целом по России налоговые поступления в бюджет могут возрасти.

По информации "Автостата", на 1 июля 2017 года парк автомобильной техники в России составлял порядка 50 млн единиц. Около 60% общего количества автомобилей - иномарки, из которых только 40% соответствуют экологическим стандартам не ниже Евро-4. Этот стандарт был введен Евросоюзом в 2005 году. В 2015–2016 годах в ЕС состоялся переход на Евро-6. Перспективы внедрения этого стандарта в России неизвестны.

"Евро" - серия экологических стандартов, регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей и спецтехники. Они ограничивают допустимый выброс в атмосферу углекислоты, оксида азота, углеводородов, оксида углерода и других веществ. При введении нового стандарта производители топлива обязаны его соблюдать, а автопром - выпускать автомобили, соответствующие ему.